?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Бестиарий Hrul'ка Previous Previous Next Next
ПРО ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ, ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ МАМОЧЕК, ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МИЗАНТРОПИЮ И Т.Д. - ...Рауль никогда не знал, куда он едет, потому что думал совсем про другое...
hrul
hrul
ПРО ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ, ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ МАМОЧЕК, ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МИЗАНТРОПИЮ И Т.Д.
Не подумайте, что я тронулась последним жалким умишком от зимней депрессухи. Мне на этот текст ссылку сделать надо. И накипело. Здесь первая часть этого прогона - дальше будут ещё три продолжения. Очерк это, статья босяцким языком или что иное - я точно не знаю. И мне всё равно, к какому виду литературы это можно отнести.

КТО МИМО ТАКОЙ ТЕМЫ – ЧИТАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО, ЕСТЬ ВАРИАНТ, ЧТО БУДЕТ СКУЧНО, занудно, слишком много букв. Ну да, текст большой.
ПРО ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ, ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ МАМОЧЕК, ПРОБЛЕМКИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ МИЗАНТРОПИЮ.

Я давно уж это кропала, не в единый раз, просто всё донимали дела да случаи, да то Люсеччка по вечерам работала на моём компе, а я гладила стиранное бельишко или шлангом прикидывалась…

На эти темы много статей написано, и я тоже отметилась, и даже где-то там в материалах конференций таких и этаких, электронных да пергаментных - числится и мой имярек, немножко буковок и мои пять копеек в развитие развития, и прочая, и прочая… Толку от этого всего, конечно же – грош, не считая материалов для получения зарплатных баллов и повышения профессиональных категорий…

Здесь статейную стать письма я оставляю конференциям (тем паче, что с уходом прекрасной Светланы Викторовны Погодиной, души моего сердца, и с собственной моей жизненной ситуацией - такие вещи, как конференции и хотя бы околонаучная творческая деятельность на данный момент отодвинулись от меня едва ли не дальше, чем до поступления на Художественное Развитие Ребёнка). И пишу я здесь на родном босяцком образном языке – так намного доходчивее получается. «Она говорила – будто в разношенных тапочках ходила» - по моему, из Рубиной, из «Голубки Кордовы», возможно, не вполне дословно цитирую, но смысл именно такой… Предлагаю последовать за разношенными тапочками этого текста, если кому-то по теме интересно.

Про пальчиковые краски и грудничковую живопись

Для начала ссылка на другие источники про пальчиковые краски – вполне доступно и верно написано, особенно учитывая предполагаемый возраст авторов.
http://million-sovetov.ru/dom-i-semia/palchikovye-kraski.html

Далее От себя к этому добавлю многое. Конечно, и моторика, и речь, и цветовосприятие – безусловно. Бывали случаи, когда ребёнок учился «смотреть» руками, чувствовать цвета тактильно (с закрытыми глазами) и даже на расстоянии после многочисленных занятий с цветом – у меня таких случаев не было, но мне рассказывали люди, которым нет смысла преувеличивать и у меня нет поводов им не верить в этом. Тем более, что в художественной школе со мной самой было нечто похожее – когда не глядя, безошибочно опускаешь кисть именно в ту краску, которая сейчас нужна. Хотя, возможно, у меня это было запоминание на бессознательном уровне – где какая баночка стоит, утверждать не стану, в те годы я не ставила подобных экспериментов, в голову как-то не пришло (а жаль, кстати). Но экстрасенсорика – это совершенно не цель, не задача и даже не предполагаемый побочный эффект «раннего развития», хотя и такое, как утверждают, случается.

На бытовом уровне – это прежде всего профилактика дальнейшей «пачкотни» в обыденной жизни.
Сразу оговорка: если ребёнок здоров. Потому что у аутизированных (например) детей возможна иная реакция. Аутизация может быть самой разной природы при различном совмещении дополнительных дефектов, от собственно аутизма плюс или минус умственная отсталость, до аутизма плюс ДЦП с эпилепсией в анамнезе – и в этих случаях вообще стоит говорить исключительно о коррекционно-развивающих занятиях на формо-цветовосприятие, а не о рисовании, как таковом, по крайней мере, в раннем возрасте. В прямом смысле – изобразительная деятельность, до-рисунок. Но без этого, особенно при упомянутых недугах – дальше ведь тоже едва ли уедешь, кроме редких исключений при высоком интеллекте ребёнка.
У таких детей действительно может возникнуть стереотип только пальчикового рисования, с большим трудом впоследствии переходящий на другие виды рисунка. Но без рисования руками здесь едва ли можно обойтись (в Россиюшке успешно обходятся, потому мы продукт потом и получаем, и страдаем по получению этой ценной бандероли), поскольку вряд ли что ещё так и настолько развивает руки с «недостаточной моторикой» плюс мышление-глазомер-речь (в случае неречевых детей – хотя бы улучшает их контактность. Не путаем при этом неговорящих с повреждённой артикуляцией с неречевыми, у которых физиологически артикуляционный аппарат в полном порядке).
Да, такое «рисование» не любят в бюджетных заведениях – после него убирать нужно много, даже если рисуют руками по кафелю в душевой. Разумеется, убирать будет сам педагог, уборщица уши вам выест своим хаем, если вы только заикнётесь о её вам помощи. Много ли таких у нас педагогов в бюджетке, особенно в областях за три копейки, и многие ли душевые-сортиры коррекционных бюджетных заведений позволяют заниматься чем-то подобным такому рисованию? Ха тире ха восклицательный знак…

Впрочем, та же стереотипия в поведении аутиков может прийти на помощь в бытовом плане – они ведь довольно чётко реагируют на повторяющуюся установку, им свойственна привязанность к однажды пережитому (и позитивно запомнившемуся) церемониалу. Педагогу-дефектологу или психологу при правильно просчитанной, продуманной подаче материала (если ему не мешают побочные факторы в лице нянечек или другие каверзные антипедагогические обстоятельства) не так уж и трудно будет за пару-тройку занятий этот церемониал создать, как то: рисовать можно только после фартука, только красками на кафеле (бумаге, картоне и т.п.), после мытья рук красочки попрощались и ушли спать (гулять, играть, к чёрту на рога – в зависимости от ваших условий и сути импровизации), а фартучки устали и ушли мыться-сушиться. Или ещё какие-то действенные усы-пусы в этом роде под каждую конкретную ситуацию, не мне, как говорится, вас учить в таких делах. Достаточно двух-трёх ярких, запоминающихся и ПОВТОРЯЮЩИХСЯ в этом церемониале занятий – чтобы такой порядок у группы аутизированных детей выработался. Да, педагог на этих трёх занятиях будет «выкладываться по полной» и будет потом выжатой мочалкой – но зато после подопечные сами станут требовать повторения установленного порядка. А уж руки намывать аутики обожают, ни одного не видела – чтоб не любил водичку лить! Но если вдруг – краски-то пальчиковые, даже съедобные (а прожорливые маленькие аутики спокойно переваривают без всякого чиха сугробы снега с песком, съеденные прямо с пластмассовой лопатки вместо ложки, и проглоченные как спагетти одну за другой, влажные салфетки из пачки – как показала практика, и моя, и знакомых), так что не велика беда пред лицом всеобщей вящей пользы… Главное, чтобы не мешали, не влезали упомянутые побочные факторы в неких лицах, в некоторых заведениях они от бабской скуки страсть как любят во всё влезать. Когда я в таком заведении работала – жизни не было от подобных «доброхотов», а вежливость не позволяла сказать в глаза столь преклонного возраста дамам многое из того, что я о них думала. «Да что вы с ними возитесь, Светлана Николаевна, они же все дурачки!» Да работа, понимаете, такая у меня – с дурачками возиться, а ты вот мыла подоконник – ну и иди дальше мой свой подоконник, и не пой советские песни у меня над ухом, когда я пытаюсь вести документацию на коленке в отсутствии отдельного кабинета хотя бы с парой не общих полок. Правда, на третьем году работы кабинет появился, на двоих с вышедшей из декрета логопедом, такой «обширный», что мы с ней сидели в нём спина к спине, и, чтоб встать – приходилось просить коллегу тоже привстать, а с детьми мы работали по очереди, что было обоюдно неудобно в расписании… Там я сделала своё первое «настенное панно», которое являлось не столько интерьером, сколько «рабочим пособием»… Логопед оттуда уволилась через год после меня – тоже «не вынесла быта»… А панно тогда же закрасили при ремонте… Впрочем, я отвлеклась…

Я нарочито не рассматриваю платные коррекционные занятия – там (по большей части, хотя бы внешне) не только всё давно схвачено в этом смысле и комфортабельно устроено, но и частенько склонно к некоему мистифицированию результатов такой изобразительной деятельности. От простого диагностирования эмоциональных состояний (если диагностируется грамотно и без притягивания «за уши» к желаемому – то это очень хороший метод) до гадания на пальчиковых рисунках, как на кофейной гуще: «а вот о чём ваш ребёнок думает на самом деле, если бы он мог это сказать вам словами… и т.д.». Деньги, деньги – они такие, да… Тем более, что опровергнуть подобные утверждения крайне трудно в случае больных детей, а родители таких детей очень хотят верить в лучшее – и кто же их в этом упрекнёт, упрекать следует вовсе не их… Ну, если только такой педагог сам не является окончательно эзотерической личностью с «божией искрою» во всяких взорах, отдающей немножко чем-то тоже клиническим, и если он действительно сам верит своему гаданию на бараньей лопатке – ну, тут уже вопросы адекватности педагога и родителей. Впрочем, чаю надежду – так отнюдь не повсеместно.

Однако вернёмся к здоровым детям.
Так же, как и в случае аутиков, как и в случае любых других занятий в группе, особенно сопряжённой с работой с изо-материалами - определённый церемониал в начале занятий необходим. Фартуки, рабочая одежда, показ материалов и способов работы с ними. Просто для адаптации, напоминания и «введения в рабочий ритм». Только здесь это имеет другую смысловую нагрузку и не нуждается в неукоснительном заученном повторении слово в слово. (И вот здесь очень остро встаёт вопрос рабочего времени на занятие, если это занятие бюджетное для трёхлеток, например, а не платное в частном заведении – Нормы СанПина нависают над бюджетным изошником как Око Мордора над Горлумом, а переделывать эти нормы ещё долго никто не возьмётся, справедливо опасаясь будить лихо, пока оно вроде тихо и лавируя одинокими парусами на фоне больших кораблей… Хотя логика и простая человечность ясно скажут нам, что 15 минут на приход-уход в кабинет из других крыльев-коридоров детсада из групп, на фартуки и вхождение в рабочий ритм в возрасте 3 лет – это да, а вот на само занятие надо хотя бы ещё 15 минут, а лучше 30… Особенно когда трёхлетка сразу после тихого часа – как это часто бывает: да он спит на ходу, вися на руке педагога, волокущего его по коридору «на Изо» согласно расписанию. Мне приходилось и на руках таких детей на занятия носить из группы до кабинета… Какой толк был от таких занятий, как вы думаете? Правильно – никакого)…
Если это совсем ранний возраст, «грудничковая живопись» - то, понятное дело, в группе ребёнок должен заниматься вместе с мамой. Если мама по какой-то причине не понимает, что её годовалое дитя вымажется самое малое по локти, хотя, разумеется, это оговаривается предварительно – то вопросы к адекватности мамы. Если мама оставляет одно-двух- годовалого ребёнка на час, на два на занятиях, а сама уезжает в магазины (как мне рассказывали из своей практики весьма уважаемые мной люди), путая изо-занятия с платными яслями – вопрос к адекватности мамы. Если мама желает сразу же получить минимум Левитана в результатах занятий, а лучше ещё и вместе с внезапно прорезавшимся, как зуб, умением вычислять логарифмы в 2 года – вопрос к адекватности мамы. Достойный – да и просто хоть какой-то положительный результат в развитии ребёнка в таких условиях - под очень большим вопросом.
В этих случаях у педагога, ведущего платные занятия, два варианта поведения. Первый – попытаться взять на себя функции психолога и попробовать побеседовать с мамой. Поскольку мама платит деньги (пусть и не свои, как чаще всего в случае таких вот «удивительных» мам бывает) – один шанс из десяти, что она после беседы продолжит посещать занятия. Скорее всего, она вильнёт пушистым хвостом и растворится, да ещё и понапишет в соцсетях о вас много нелицеприятного. Второй вариант: смолчать, выдать Левитана и логарифмы, рисуя руками ребёнка и профанируя своё дело, и продолжать зашибать денежки, отрабатывая своё педагогическое время и «оттачивая своё педагогическое мастерство». «Каждый выбирает по себе…» - ну и далее по тексту.

Но достаточно о грустном. Рассмотрим случай, когда у нас в группе все хорошие, все адекватные и правильные. Ура.
И вот теперь мы действительно можем наконец-то говорить о профилактике привязанности к «пачканью» в дальнейшем развитии ребёнка. Даже, наоборот, мы можем и имеем право говорить не только о такой профилактике, но и о прививании привычки к чистоте, бережливости в одежде и предметах быта, не говоря уже о изо-принадлежностях… Помилуйте, вот эта кучка поросят с боди-артом повсюду – залог будущей бережливости? Парадокс!.. И тем не менее…
Во первых, тот самый церемониал рабочей одежды и принадлежностей с последующим отмыванием и переодеванием плюс положительное отношение мамы к процессу и результату деятельности, её непосредственное участие в нём – уже даёт понятие о «можно» и «нельзя». В домашних условиях – то же самое: специально выделенный для занятий уголок, коврик, одежда. Если это есть и мама (или другой взрослый) задействована, а не просто выдала ребёнку материалы и потом пришла в ужас от результатов – за пределы выделенного уголка и коврика после нескольких занятий, контролируемых взрослым, результаты и продукты деятельности не выйдут, только на «вернисаж» - такой уголок тоже нужен, или коробочка с «сокровищами», если условия не позволяют выделить стенку для детских работ.
Потому что – во вторых - от простого наслаждения процессом появляется мотивация к нему: вначале просто доставить маме радость результатом (а уж мама должна радоваться, но всё же в экзальтацию не впадать, об этом дальше будет сказано). А потом, годам к двум-трём – и гордость за внесение своей лепты в общий интерьер жилища, пусть даже местами хвастовство своими «шедеврами». Если без экзальтации, без превозношения и засюсюкивания этих результатов детской деятельности, но при уважительном к ним отношении со стороны взрослых, с готовностью выслушать и наводящими вопросами – самооценка ребёнка, его пресловутое «социальное развитие», его ощущение себя равноправным членом семьи – ребята, это так дорогово стоит в наши времена не очень стабильных семейных отношений и ценностей. Хочется спросить, как те монтессорианцы про гипотетически разбиваемый детьми стакан при обучении самостоятельному питью: «Да что вам – стакана жалко?»… При стольких выдающихся плюсах для растущей личности, едва ли в городской черте покрываемых песочницами и виртуальными развивающими играми – неужели вам жалко лишний раз простирнуть какую-то отданную для «раскрашивания» пару футболок и ползунков?

В третьих – процесс тактильного знакомства с пластичными материалами необходим в развитии. И, как и всё необходимое, он будет проявляться, а при купировании этих проявлений со стороны взрослых – эти взрослые сначала получат для страданий уже упомянутую ценную бандероль в развитии ребёнка, а впоследствии – возвращение купированных потребностей в более старшем возрасте. А уж в каком виде они вернутся – при современном разнообразии в благоухающем цветничке психозо-неврозо-и прочих состояний крайне трудно предугадать, жизнь ведь наша прекрасна и удивительна.

…Едва ли кто из мам не помнит, какое счастливое, удивлённое, сосредоточенно-деловое выражение появляется на физиономии киндера, когда он хорошенько влепит ладошками по тарелочке с кашкой или пюре, восседая в своём «троне-стульчике» на кухоньке, где мама подошла к моменту обучения самостоятельной кормёжке… И брызги на стенах, на этой мордашке, и раскрашенные мамины щёки, одежда и волосы! По сравнению с пальчиковыми красками – это гораздо труднее отмыть, кстати! И вот тут у мамы тоже два пути – жалеть одёжки и себя, или продолжать уделывать интерьер, добиваясь результата… И, если выбран второй вариант – поверьте мне на слово, у меня сестра и брат перед глазами и при непосредственном моём содействии выросли, а теперь ещё и племянница – уделанный интерьер удивительно быстро окупится. Окупится вашим дальнейшим временем и чистотой остальных интерьеров, не раскрашенных и не уделанных ребёнком, просто потому, что ему уже хватило этих открытий, он их совершил и стремится теперь к другим, к новым (при условии творческого уголка с вариациями красочных, отпечаточных и прочих занятий, а не только каши за едой, конечно). Просто УДИВИТЕЛЬНО БЫСТРО!!! При условии, конечно, что ребёнок психически без ярких отклонений – об этом мы уже говорили ранее. Если вы поддерживаете малышей в их невероятном стремлении к самостоятельности в этом смешном памперсном возрасте, когда ещё только изучают горшок и способности своих пальчиков – как пронырливо и шустро они всё постигают! Если сравнивать их и нас, взрослых – мы редкостные тупицы и тормоза, господа. Дайте человеку, в жизни не видевшему, ну, например, современный фрезеровочный станок, а только на скрипке, например, до тех пор всю жизнь игравшему, задание освоить этот станок до уровня пользователя, занимаясь по 10-15 минут в день пять-шесть раз. Сколько затратит времени взрослый?!!! А ребёнок учится самостоятельно есть за те же самые временные промежутки за месяц-два. Если его не одёргивать и не «отшибать руки», хвалить за успехи и по возможности не заострять внимание на уделанном интерьере (это уже следующий этап, когда главное будет освоено), и не кормить с ложки (хотя этого тоже не избежать, конечно, доедать-то норму пайка надо, а интерес у дитятка уже, глядишь, и пропал)…

…Ну а если вы бережёте интерьер, одёжки, себя и бог ещё знает кого – продолжайте кормить с ложки и из поильничка. Как многие это делают, судя по детям, приходящим в младшие группы детсадов. Да дело ваше – ваш выбор. Но разрисованные и заляпанные стены по всей квартире, фломастерные полосы на обоях, раскрашенные ладошки или более поздние проявления «боди-арта», уже в сознательном возрасте, в качестве протеста – вам практически обеспечены. Или неумелые пальчики, вялость или, напротив, излишняя шустрость - и обе они, как правило, дополняются плохой концентрацией внимания… Выбирайте: два-три месяца кухонной пачкотни и постирушки после красочных занятий дома или в студии - или процесс, затянувшийся на гораздо более долгий период, возвращающийся впоследствии вновь – и хорошо, если в виде подросткового бунта с татуировками и прочей ерундой, а не тихонького глубоко подавленного невроза в случае «послушной девочки». Или «послушного мальчика», хотя это реже…

Если к вам на занятие приходит ребёнок, немедленно раскрашивающий себе ладошки по самые плечи – значит, недодано. И очень-очень нужно восполнить, и он восполняет. У педагога всегда два пути – мы об этом уже говорили: постараться хорошо выглядеть перед мамой, дабы платила и впредь (если это платное занятие), или встать на сторону ребёнка – как того требует путь педагога, раз уж он таковым назвался. Дальнейшие шаги педагога во втором случае – показать варианты действий этими раскрашенными ладошками: оттиски, такие и сякие, такие и сякие отпечатки, а на что похожи они? А как дополнить, чтоб стали совсем похожи? (из ладошек запросто появляются рыбы, бабочки, цыплята, птицы с хохолками, гуси и лебеди, динозавры, драконы, осьминоги, бабочки, привидения, ёжики, в этом году ладошковый бестиарий нашей изостудии был дополнен также чёрным как южная ночь «монстриком» и слоном). А если вот этой штукой отпечатать? А вот этой? А большой кистью, а салфеткой, а тряпкой, а губкой, а ушами?.. И постепенно перевести на уровень рисования уже не ладонями… Если очень сильно недодано – дать пластические материалы, бумагопластику, мягкие пластилины, глину – пусть добирает… Эх-эх… Это в идеале всё так, а в условиях СанПина – совершенно иначе, и в итоге вся группа начинает отпечатывать ладонь, а потом её отмывать, да ну и ладно, пусть… А мамы… Ну если не совсем они задвинутые – ну должны же, кажется, понимать неизбежость красочных рук, если записали на Изо… А если не понимают… И ставят во главу угла в первую очередь умение не запятнать краской ручонки…
Тады ой, как говорится. Ну да, можно и без этого. Можно ещё песенки на занятиях петь, построенные на полезном программировании фразы, совмещая Изо с хореографией, английским и физкультурой – а что, интеграция образовательных областей. Только вот почему-то никому в хореографии и физкультуре не пришло в голову смешать свои танцы, песни и эстафеты с гуашью, а в ИЗО – всё можно, это ж ИЗО. Можно и вовсе заставлять детей неукоснительно копировать действия педагога, не подымая голов от столов и ягодиц от стульев (мне одна моя «ученица» с кружка рассказывала именно это про свои «дополнительные занятия в Доме Творчества» - это в четыре-то года они так там вкалывали… Эх, Ящерка, Ящерка моя Барханная, где-то ты теперь, талантище, мечтательный маленький лунатик, красавица с оленьими глазами… Когда тебя вдруг забрали с кружка и из д/с, даже без предупреждений воспитателя в группе, будто машину со стоянки на другую переставили – это было как внезапный, нежданный и потому пропущенный удар «под дых», как говорят в народе - «пробили в душу»…). Можно, можно, похоже в современном российском ИЗО мало чего нельзя – столько там всего можно и допустимо нынче… Кто всё это проверит? Кто проверит – правильно ли оно, нужно ли оно?.. Только время. И ещё такая паскудная штука – что-то типа совести. Говорят, от неё много курят и это всегда портит дресс-код Настоящей Училки. Но Изошник, как известно, «натура творческая» и потому Училка не настоящая. Не то что Физкультурник – вот тот строить детей умеет на раз-два рассчитайсь.

…Ещё сто лет назад взамен пальчиковых красок и развивающих современных приблуд были глина и грязь в любом поселковом и даже городском дворе, где малявки могли возиться в луже с камушками, желудями и прочими квакушками под присмотром и при содействии своих братьев-сестёр постарше. Братья-сёстры постарше кроме этого были задействованы в процессе приготовления пищи для семьи, в том числе в замешивании теста, заквашивании капусты, перебирании, просеивании круп и бобовых – да не по полчаса, как по СанПину нынче с «игровыми ситуациями» и «сюрпризными моментами». А пока не переберут эти бобовые, крупы, корнеплоды и не посолят капусту, потому что всё это потом семья и будет кушать. И чувствовали себя при этом на своём месте, пусть не взрослыми, но дельными людьми. Вот это, я понимаю – «развитие мелкой моторики, мышления и глазомера» совместно с «повышением самооценки ребёнка»! …
…И на зуб пробовалось, и под ногтями застревало, да. Антисанитария-дезинтерия. И вот пришло время тотальной Царицы-Гигиены, всё втянула своим пылесосом, всю грязь вместе с глиной и квакушками – и что? И пошли поколения криворуких городских деточек, здоровеньких вроде и без отклонений как будто – но с ватными пальчиками, вяленькой речью и гипертонусом рук… А микроб всё равно гуляет по сортирам детсадов, ротовирусные инфекции и обмен соплями что-то никуда не делись, а то и приумножились. А вот давешние естественные квакушки уже перевелись, надо их теперь искусственно разводить. Чем мы, собственно, и занимаемся.

Оговорка номер два – если, по счастью, ребёнок воспитывается в условиях естественных квакушек, в поселковой-деревенской местности и в полной мере имеет свободу действий с природными материалами – пальчиковые краски и прочие модные тенденции можно смело отодвинуть в сторонку, используя разве что для «баловства» в качестве «общего развития». В поселковой-деревенской местности на другое упор надо делать, а если брать в рассмотрение российские реалии – то в принципе на другое: книжность, развитие образности, подпитка воображения позитивом, а не тем, что мы приносим с работы домой в себе, своевременное информирование знаниями о мире, в конце концов… Ну чего я буду вам о всяких Маугли рассказывать, вопиющими историями детей из неблагополучных семейств полон интернет… Впрочем, и в поселковой вполне цивилизованной местности бывают различные ситуации детской «криворукости», несмотря на, казалось бы, обилие упомянутых естественных квакушек – есть уникальные мамы, которые и в этом случае умудряются задвинуть своего ребёнка за плинтус, относиться к развитию формально, причём во многом тоже и вполне от любви, понимаемой ими по своему, по уникальному… Буквально по соседству с нами, и не поверила бы, кажется, сама того не лицезрев… «Ой, слушайте, я водила её на занятие – а с ними там, представляете, они с ними там лепят и рисуют! И моя тоже – чего-то там рисовала! И так радовалась…» Безуспешно скрываемый отвал челюсти до уровня пупка был тогда моей реакцией, особенно при том, что ребёнка регулярно таскали на церковные службы, причащали и всяко тратили время, чтобы от мирской скверны оградить, однако не удосужились хоть единожды поковырять веточкой землю во дворе, рисуя колобков и солнышки, не говоря уж о мелках, и, разумеется, не говоря уж о красках… Впрочем, надо сказать, там уделяли внимание «музыкальному раннему развитию», приглашая педагога на дом раз в неделю… И я бы, может быть, и поверила бы в компенсацию одного другим, если бы не прозрачность соседских поселковых пространств, в которых ведь как в лесу, на воздухе, особенно летом – чужую жизнь слышно хорошо, если соседство близкое…

Поэтому – только на природные условия полагаться нельзя, хотя, безусловно, они во многие разы лучше городских с их переизбытком агрессивной визуальной информации, и способны впоследствии невероятно многое компенсировать из того, что недодано было в детстве мамкой. За счёт обилия естественных квакушек – если их не перешибёт социальный фактор, столь очевидный для Российских реалий, в лице алкоголизма, наркомании и прочих распространенных «подростковых» явлений. Другими словами – если мама (взрослый) достаточно задействован в развитии ребёнка в упомянутых природных условиях, будь то приобщение к бытовой ежедневной жизни семьи в качестве полноценного её члена со скидкой на возраст, конечно (в отличие от современного монтессори, где эту задействованность создают искусственно, обучая «бытовым действиям в городских условиях») – то о моторике, глазомере, развитии логического и образного мышления дополнительно заботиться, надрывая себя – особенно, может быть, и не надо. Если, конечно, нет цели всенепременно вырастить нового Гения-художника или музыканта, если есть желание вырастить и воспитать просто счастливого и адаптированного к последующей жизни ребёнка и достойного, нормального человека впоследствии… К сожалению, вопрос о нормальности последующей жизни и адаптации достойного человека в ней остаётся открытым со времён Чацкого, а то и раньше…

Tags: , , , , , , ,

Leave a comment