?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Бестиарий Hrul'ка Previous Previous Next Next
...Рауль никогда не знал, куда он едет, потому что думал совсем про другое...
hrul
hrul
ПРО ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ, ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ МАМОЧЕК, ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МИЗАНТРОПИЮ И Т.Д.
Не подумайте, что я тронулась последним жалким умишком от зимней депрессухи. Мне на этот текст ссылку сделать надо. И накипело. Здесь первая часть этого прогона - дальше будут ещё три продолжения. Очерк это, статья босяцким языком или что иное - я точно не знаю. И мне всё равно, к какому виду литературы это можно отнести.

КТО МИМО ТАКОЙ ТЕМЫ – ЧИТАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО, ЕСТЬ ВАРИАНТ, ЧТО БУДЕТ СКУЧНО, занудно, слишком много букв. Ну да, текст большой.
ПРО ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ, ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ МАМОЧЕК, ПРОБЛЕМКИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ МИЗАНТРОПИЮ.

Я давно уж это кропала, не в единый раз, просто всё донимали дела да случаи, да то Люсеччка по вечерам работала на моём компе, а я гладила стиранное бельишко или шлангом прикидывалась…

На эти темы много статей написано, и я тоже отметилась, и даже где-то там в материалах конференций таких и этаких, электронных да пергаментных - числится и мой имярек, немножко буковок и мои пять копеек в развитие развития, и прочая, и прочая… Толку от этого всего, конечно же – грош, не считая материалов для получения зарплатных баллов и повышения профессиональных категорий…

Здесь статейную стать письма я оставляю конференциям (тем паче, что с уходом прекрасной Светланы Викторовны Погодиной, души моего сердца, и с собственной моей жизненной ситуацией - такие вещи, как конференции и хотя бы околонаучная творческая деятельность на данный момент отодвинулись от меня едва ли не дальше, чем до поступления на Художественное Развитие Ребёнка). И пишу я здесь на родном босяцком образном языке – так намного доходчивее получается. «Она говорила – будто в разношенных тапочках ходила» - по моему, из Рубиной, из «Голубки Кордовы», возможно, не вполне дословно цитирую, но смысл именно такой… Предлагаю последовать за разношенными тапочками этого текста, если кому-то по теме интересно.

Про пальчиковые краски и грудничковую живопись

Для начала ссылка на другие источники про пальчиковые краски – вполне доступно и верно написано, особенно учитывая предполагаемый возраст авторов.
http://million-sovetov.ru/dom-i-semia/palchikovye-kraski.html

Далее От себя к этому добавлю многое. Конечно, и моторика, и речь, и цветовосприятие – безусловно. Бывали случаи, когда ребёнок учился «смотреть» руками, чувствовать цвета тактильно (с закрытыми глазами) и даже на расстоянии после многочисленных занятий с цветом – у меня таких случаев не было, но мне рассказывали люди, которым нет смысла преувеличивать и у меня нет поводов им не верить в этом. Тем более, что в художественной школе со мной самой было нечто похожее – когда не глядя, безошибочно опускаешь кисть именно в ту краску, которая сейчас нужна. Хотя, возможно, у меня это было запоминание на бессознательном уровне – где какая баночка стоит, утверждать не стану, в те годы я не ставила подобных экспериментов, в голову как-то не пришло (а жаль, кстати). Но экстрасенсорика – это совершенно не цель, не задача и даже не предполагаемый побочный эффект «раннего развития», хотя и такое, как утверждают, случается.

На бытовом уровне – это прежде всего профилактика дальнейшей «пачкотни» в обыденной жизни.
Сразу оговорка: если ребёнок здоров. Потому что у аутизированных (например) детей возможна иная реакция. Аутизация может быть самой разной природы при различном совмещении дополнительных дефектов, от собственно аутизма плюс или минус умственная отсталость, до аутизма плюс ДЦП с эпилепсией в анамнезе – и в этих случаях вообще стоит говорить исключительно о коррекционно-развивающих занятиях на формо-цветовосприятие, а не о рисовании, как таковом, по крайней мере, в раннем возрасте. В прямом смысле – изобразительная деятельность, до-рисунок. Но без этого, особенно при упомянутых недугах – дальше ведь тоже едва ли уедешь, кроме редких исключений при высоком интеллекте ребёнка.
У таких детей действительно может возникнуть стереотип только пальчикового рисования, с большим трудом впоследствии переходящий на другие виды рисунка. Но без рисования руками здесь едва ли можно обойтись (в Россиюшке успешно обходятся, потому мы продукт потом и получаем, и страдаем по получению этой ценной бандероли), поскольку вряд ли что ещё так и настолько развивает руки с «недостаточной моторикой» плюс мышление-глазомер-речь (в случае неречевых детей – хотя бы улучшает их контактность. Не путаем при этом неговорящих с повреждённой артикуляцией с неречевыми, у которых физиологически артикуляционный аппарат в полном порядке).
Да, такое «рисование» не любят в бюджетных заведениях – после него убирать нужно много, даже если рисуют руками по кафелю в душевой. Разумеется, убирать будет сам педагог, уборщица уши вам выест своим хаем, если вы только заикнётесь о её вам помощи. Много ли таких у нас педагогов в бюджетке, особенно в областях за три копейки, и многие ли душевые-сортиры коррекционных бюджетных заведений позволяют заниматься чем-то подобным такому рисованию? Ха тире ха восклицательный знак…

Впрочем, та же стереотипия в поведении аутиков может прийти на помощь в бытовом плане – они ведь довольно чётко реагируют на повторяющуюся установку, им свойственна привязанность к однажды пережитому (и позитивно запомнившемуся) церемониалу. Педагогу-дефектологу или психологу при правильно просчитанной, продуманной подаче материала (если ему не мешают побочные факторы в лице нянечек или другие каверзные антипедагогические обстоятельства) не так уж и трудно будет за пару-тройку занятий этот церемониал создать, как то: рисовать можно только после фартука, только красками на кафеле (бумаге, картоне и т.п.), после мытья рук красочки попрощались и ушли спать (гулять, играть, к чёрту на рога – в зависимости от ваших условий и сути импровизации), а фартучки устали и ушли мыться-сушиться. Или ещё какие-то действенные усы-пусы в этом роде под каждую конкретную ситуацию, не мне, как говорится, вас учить в таких делах. Достаточно двух-трёх ярких, запоминающихся и ПОВТОРЯЮЩИХСЯ в этом церемониале занятий – чтобы такой порядок у группы аутизированных детей выработался. Да, педагог на этих трёх занятиях будет «выкладываться по полной» и будет потом выжатой мочалкой – но зато после подопечные сами станут требовать повторения установленного порядка. А уж руки намывать аутики обожают, ни одного не видела – чтоб не любил водичку лить! Но если вдруг – краски-то пальчиковые, даже съедобные (а прожорливые маленькие аутики спокойно переваривают без всякого чиха сугробы снега с песком, съеденные прямо с пластмассовой лопатки вместо ложки, и проглоченные как спагетти одну за другой, влажные салфетки из пачки – как показала практика, и моя, и знакомых), так что не велика беда пред лицом всеобщей вящей пользы… Главное, чтобы не мешали, не влезали упомянутые побочные факторы в неких лицах, в некоторых заведениях они от бабской скуки страсть как любят во всё влезать. Когда я в таком заведении работала – жизни не было от подобных «доброхотов», а вежливость не позволяла сказать в глаза столь преклонного возраста дамам многое из того, что я о них думала. «Да что вы с ними возитесь, Светлана Николаевна, они же все дурачки!» Да работа, понимаете, такая у меня – с дурачками возиться, а ты вот мыла подоконник – ну и иди дальше мой свой подоконник, и не пой советские песни у меня над ухом, когда я пытаюсь вести документацию на коленке в отсутствии отдельного кабинета хотя бы с парой не общих полок. Правда, на третьем году работы кабинет появился, на двоих с вышедшей из декрета логопедом, такой «обширный», что мы с ней сидели в нём спина к спине, и, чтоб встать – приходилось просить коллегу тоже привстать, а с детьми мы работали по очереди, что было обоюдно неудобно в расписании… Там я сделала своё первое «настенное панно», которое являлось не столько интерьером, сколько «рабочим пособием»… Логопед оттуда уволилась через год после меня – тоже «не вынесла быта»… А панно тогда же закрасили при ремонте… Впрочем, я отвлеклась…

Я нарочито не рассматриваю платные коррекционные занятия – там (по большей части, хотя бы внешне) не только всё давно схвачено в этом смысле и комфортабельно устроено, но и частенько склонно к некоему мистифицированию результатов такой изобразительной деятельности. От простого диагностирования эмоциональных состояний (если диагностируется грамотно и без притягивания «за уши» к желаемому – то это очень хороший метод) до гадания на пальчиковых рисунках, как на кофейной гуще: «а вот о чём ваш ребёнок думает на самом деле, если бы он мог это сказать вам словами… и т.д.». Деньги, деньги – они такие, да… Тем более, что опровергнуть подобные утверждения крайне трудно в случае больных детей, а родители таких детей очень хотят верить в лучшее – и кто же их в этом упрекнёт, упрекать следует вовсе не их… Ну, если только такой педагог сам не является окончательно эзотерической личностью с «божией искрою» во всяких взорах, отдающей немножко чем-то тоже клиническим, и если он действительно сам верит своему гаданию на бараньей лопатке – ну, тут уже вопросы адекватности педагога и родителей. Впрочем, чаю надежду – так отнюдь не повсеместно.

Однако вернёмся к здоровым детям.
Так же, как и в случае аутиков, как и в случае любых других занятий в группе, особенно сопряжённой с работой с изо-материалами - определённый церемониал в начале занятий необходим. Фартуки, рабочая одежда, показ материалов и способов работы с ними. Просто для адаптации, напоминания и «введения в рабочий ритм». Только здесь это имеет другую смысловую нагрузку и не нуждается в неукоснительном заученном повторении слово в слово. (И вот здесь очень остро встаёт вопрос рабочего времени на занятие, если это занятие бюджетное для трёхлеток, например, а не платное в частном заведении – Нормы СанПина нависают над бюджетным изошником как Око Мордора над Горлумом, а переделывать эти нормы ещё долго никто не возьмётся, справедливо опасаясь будить лихо, пока оно вроде тихо и лавируя одинокими парусами на фоне больших кораблей… Хотя логика и простая человечность ясно скажут нам, что 15 минут на приход-уход в кабинет из других крыльев-коридоров детсада из групп, на фартуки и вхождение в рабочий ритм в возрасте 3 лет – это да, а вот на само занятие надо хотя бы ещё 15 минут, а лучше 30… Особенно когда трёхлетка сразу после тихого часа – как это часто бывает: да он спит на ходу, вися на руке педагога, волокущего его по коридору «на Изо» согласно расписанию. Мне приходилось и на руках таких детей на занятия носить из группы до кабинета… Какой толк был от таких занятий, как вы думаете? Правильно – никакого)…
Если это совсем ранний возраст, «грудничковая живопись» - то, понятное дело, в группе ребёнок должен заниматься вместе с мамой. Если мама по какой-то причине не понимает, что её годовалое дитя вымажется самое малое по локти, хотя, разумеется, это оговаривается предварительно – то вопросы к адекватности мамы. Если мама оставляет одно-двух- годовалого ребёнка на час, на два на занятиях, а сама уезжает в магазины (как мне рассказывали из своей практики весьма уважаемые мной люди), путая изо-занятия с платными яслями – вопрос к адекватности мамы. Если мама желает сразу же получить минимум Левитана в результатах занятий, а лучше ещё и вместе с внезапно прорезавшимся, как зуб, умением вычислять логарифмы в 2 года – вопрос к адекватности мамы. Достойный – да и просто хоть какой-то положительный результат в развитии ребёнка в таких условиях - под очень большим вопросом.
В этих случаях у педагога, ведущего платные занятия, два варианта поведения. Первый – попытаться взять на себя функции психолога и попробовать побеседовать с мамой. Поскольку мама платит деньги (пусть и не свои, как чаще всего в случае таких вот «удивительных» мам бывает) – один шанс из десяти, что она после беседы продолжит посещать занятия. Скорее всего, она вильнёт пушистым хвостом и растворится, да ещё и понапишет в соцсетях о вас много нелицеприятного. Второй вариант: смолчать, выдать Левитана и логарифмы, рисуя руками ребёнка и профанируя своё дело, и продолжать зашибать денежки, отрабатывая своё педагогическое время и «оттачивая своё педагогическое мастерство». «Каждый выбирает по себе…» - ну и далее по тексту.

Но достаточно о грустном. Рассмотрим случай, когда у нас в группе все хорошие, все адекватные и правильные. Ура.
И вот теперь мы действительно можем наконец-то говорить о профилактике привязанности к «пачканью» в дальнейшем развитии ребёнка. Даже, наоборот, мы можем и имеем право говорить не только о такой профилактике, но и о прививании привычки к чистоте, бережливости в одежде и предметах быта, не говоря уже о изо-принадлежностях… Помилуйте, вот эта кучка поросят с боди-артом повсюду – залог будущей бережливости? Парадокс!.. И тем не менее…
Во первых, тот самый церемониал рабочей одежды и принадлежностей с последующим отмыванием и переодеванием плюс положительное отношение мамы к процессу и результату деятельности, её непосредственное участие в нём – уже даёт понятие о «можно» и «нельзя». В домашних условиях – то же самое: специально выделенный для занятий уголок, коврик, одежда. Если это есть и мама (или другой взрослый) задействована, а не просто выдала ребёнку материалы и потом пришла в ужас от результатов – за пределы выделенного уголка и коврика после нескольких занятий, контролируемых взрослым, результаты и продукты деятельности не выйдут, только на «вернисаж» - такой уголок тоже нужен, или коробочка с «сокровищами», если условия не позволяют выделить стенку для детских работ.
Потому что – во вторых - от простого наслаждения процессом появляется мотивация к нему: вначале просто доставить маме радость результатом (а уж мама должна радоваться, но всё же в экзальтацию не впадать, об этом дальше будет сказано). А потом, годам к двум-трём – и гордость за внесение своей лепты в общий интерьер жилища, пусть даже местами хвастовство своими «шедеврами». Если без экзальтации, без превозношения и засюсюкивания этих результатов детской деятельности, но при уважительном к ним отношении со стороны взрослых, с готовностью выслушать и наводящими вопросами – самооценка ребёнка, его пресловутое «социальное развитие», его ощущение себя равноправным членом семьи – ребята, это так дорогово стоит в наши времена не очень стабильных семейных отношений и ценностей. Хочется спросить, как те монтессорианцы про гипотетически разбиваемый детьми стакан при обучении самостоятельному питью: «Да что вам – стакана жалко?»… При стольких выдающихся плюсах для растущей личности, едва ли в городской черте покрываемых песочницами и виртуальными развивающими играми – неужели вам жалко лишний раз простирнуть какую-то отданную для «раскрашивания» пару футболок и ползунков?

В третьих – процесс тактильного знакомства с пластичными материалами необходим в развитии. И, как и всё необходимое, он будет проявляться, а при купировании этих проявлений со стороны взрослых – эти взрослые сначала получат для страданий уже упомянутую ценную бандероль в развитии ребёнка, а впоследствии – возвращение купированных потребностей в более старшем возрасте. А уж в каком виде они вернутся – при современном разнообразии в благоухающем цветничке психозо-неврозо-и прочих состояний крайне трудно предугадать, жизнь ведь наша прекрасна и удивительна.

…Едва ли кто из мам не помнит, какое счастливое, удивлённое, сосредоточенно-деловое выражение появляется на физиономии киндера, когда он хорошенько влепит ладошками по тарелочке с кашкой или пюре, восседая в своём «троне-стульчике» на кухоньке, где мама подошла к моменту обучения самостоятельной кормёжке… И брызги на стенах, на этой мордашке, и раскрашенные мамины щёки, одежда и волосы! По сравнению с пальчиковыми красками – это гораздо труднее отмыть, кстати! И вот тут у мамы тоже два пути – жалеть одёжки и себя, или продолжать уделывать интерьер, добиваясь результата… И, если выбран второй вариант – поверьте мне на слово, у меня сестра и брат перед глазами и при непосредственном моём содействии выросли, а теперь ещё и племянница – уделанный интерьер удивительно быстро окупится. Окупится вашим дальнейшим временем и чистотой остальных интерьеров, не раскрашенных и не уделанных ребёнком, просто потому, что ему уже хватило этих открытий, он их совершил и стремится теперь к другим, к новым (при условии творческого уголка с вариациями красочных, отпечаточных и прочих занятий, а не только каши за едой, конечно). Просто УДИВИТЕЛЬНО БЫСТРО!!! При условии, конечно, что ребёнок психически без ярких отклонений – об этом мы уже говорили ранее. Если вы поддерживаете малышей в их невероятном стремлении к самостоятельности в этом смешном памперсном возрасте, когда ещё только изучают горшок и способности своих пальчиков – как пронырливо и шустро они всё постигают! Если сравнивать их и нас, взрослых – мы редкостные тупицы и тормоза, господа. Дайте человеку, в жизни не видевшему, ну, например, современный фрезеровочный станок, а только на скрипке, например, до тех пор всю жизнь игравшему, задание освоить этот станок до уровня пользователя, занимаясь по 10-15 минут в день пять-шесть раз. Сколько затратит времени взрослый?!!! А ребёнок учится самостоятельно есть за те же самые временные промежутки за месяц-два. Если его не одёргивать и не «отшибать руки», хвалить за успехи и по возможности не заострять внимание на уделанном интерьере (это уже следующий этап, когда главное будет освоено), и не кормить с ложки (хотя этого тоже не избежать, конечно, доедать-то норму пайка надо, а интерес у дитятка уже, глядишь, и пропал)…

…Ну а если вы бережёте интерьер, одёжки, себя и бог ещё знает кого – продолжайте кормить с ложки и из поильничка. Как многие это делают, судя по детям, приходящим в младшие группы детсадов. Да дело ваше – ваш выбор. Но разрисованные и заляпанные стены по всей квартире, фломастерные полосы на обоях, раскрашенные ладошки или более поздние проявления «боди-арта», уже в сознательном возрасте, в качестве протеста – вам практически обеспечены. Или неумелые пальчики, вялость или, напротив, излишняя шустрость - и обе они, как правило, дополняются плохой концентрацией внимания… Выбирайте: два-три месяца кухонной пачкотни и постирушки после красочных занятий дома или в студии - или процесс, затянувшийся на гораздо более долгий период, возвращающийся впоследствии вновь – и хорошо, если в виде подросткового бунта с татуировками и прочей ерундой, а не тихонького глубоко подавленного невроза в случае «послушной девочки». Или «послушного мальчика», хотя это реже…

Если к вам на занятие приходит ребёнок, немедленно раскрашивающий себе ладошки по самые плечи – значит, недодано. И очень-очень нужно восполнить, и он восполняет. У педагога всегда два пути – мы об этом уже говорили: постараться хорошо выглядеть перед мамой, дабы платила и впредь (если это платное занятие), или встать на сторону ребёнка – как того требует путь педагога, раз уж он таковым назвался. Дальнейшие шаги педагога во втором случае – показать варианты действий этими раскрашенными ладошками: оттиски, такие и сякие, такие и сякие отпечатки, а на что похожи они? А как дополнить, чтоб стали совсем похожи? (из ладошек запросто появляются рыбы, бабочки, цыплята, птицы с хохолками, гуси и лебеди, динозавры, драконы, осьминоги, бабочки, привидения, ёжики, в этом году ладошковый бестиарий нашей изостудии был дополнен также чёрным как южная ночь «монстриком» и слоном). А если вот этой штукой отпечатать? А вот этой? А большой кистью, а салфеткой, а тряпкой, а губкой, а ушами?.. И постепенно перевести на уровень рисования уже не ладонями… Если очень сильно недодано – дать пластические материалы, бумагопластику, мягкие пластилины, глину – пусть добирает… Эх-эх… Это в идеале всё так, а в условиях СанПина – совершенно иначе, и в итоге вся группа начинает отпечатывать ладонь, а потом её отмывать, да ну и ладно, пусть… А мамы… Ну если не совсем они задвинутые – ну должны же, кажется, понимать неизбежость красочных рук, если записали на Изо… А если не понимают… И ставят во главу угла в первую очередь умение не запятнать краской ручонки…
Тады ой, как говорится. Ну да, можно и без этого. Можно ещё песенки на занятиях петь, построенные на полезном программировании фразы, совмещая Изо с хореографией, английским и физкультурой – а что, интеграция образовательных областей. Только вот почему-то никому в хореографии и физкультуре не пришло в голову смешать свои танцы, песни и эстафеты с гуашью, а в ИЗО – всё можно, это ж ИЗО. Можно и вовсе заставлять детей неукоснительно копировать действия педагога, не подымая голов от столов и ягодиц от стульев (мне одна моя «ученица» с кружка рассказывала именно это про свои «дополнительные занятия в Доме Творчества» - это в четыре-то года они так там вкалывали… Эх, Ящерка, Ящерка моя Барханная, где-то ты теперь, талантище, мечтательный маленький лунатик, красавица с оленьими глазами… Когда тебя вдруг забрали с кружка и из д/с, даже без предупреждений воспитателя в группе, будто машину со стоянки на другую переставили – это было как внезапный, нежданный и потому пропущенный удар «под дых», как говорят в народе - «пробили в душу»…). Можно, можно, похоже в современном российском ИЗО мало чего нельзя – столько там всего можно и допустимо нынче… Кто всё это проверит? Кто проверит – правильно ли оно, нужно ли оно?.. Только время. И ещё такая паскудная штука – что-то типа совести. Говорят, от неё много курят и это всегда портит дресс-код Настоящей Училки. Но Изошник, как известно, «натура творческая» и потому Училка не настоящая. Не то что Физкультурник – вот тот строить детей умеет на раз-два рассчитайсь.

…Ещё сто лет назад взамен пальчиковых красок и развивающих современных приблуд были глина и грязь в любом поселковом и даже городском дворе, где малявки могли возиться в луже с камушками, желудями и прочими квакушками под присмотром и при содействии своих братьев-сестёр постарше. Братья-сёстры постарше кроме этого были задействованы в процессе приготовления пищи для семьи, в том числе в замешивании теста, заквашивании капусты, перебирании, просеивании круп и бобовых – да не по полчаса, как по СанПину нынче с «игровыми ситуациями» и «сюрпризными моментами». А пока не переберут эти бобовые, крупы, корнеплоды и не посолят капусту, потому что всё это потом семья и будет кушать. И чувствовали себя при этом на своём месте, пусть не взрослыми, но дельными людьми. Вот это, я понимаю – «развитие мелкой моторики, мышления и глазомера» совместно с «повышением самооценки ребёнка»! …
…И на зуб пробовалось, и под ногтями застревало, да. Антисанитария-дезинтерия. И вот пришло время тотальной Царицы-Гигиены, всё втянула своим пылесосом, всю грязь вместе с глиной и квакушками – и что? И пошли поколения криворуких городских деточек, здоровеньких вроде и без отклонений как будто – но с ватными пальчиками, вяленькой речью и гипертонусом рук… А микроб всё равно гуляет по сортирам детсадов, ротовирусные инфекции и обмен соплями что-то никуда не делись, а то и приумножились. А вот давешние естественные квакушки уже перевелись, надо их теперь искусственно разводить. Чем мы, собственно, и занимаемся.

Оговорка номер два – если, по счастью, ребёнок воспитывается в условиях естественных квакушек, в поселковой-деревенской местности и в полной мере имеет свободу действий с природными материалами – пальчиковые краски и прочие модные тенденции можно смело отодвинуть в сторонку, используя разве что для «баловства» в качестве «общего развития». В поселковой-деревенской местности на другое упор надо делать, а если брать в рассмотрение российские реалии – то в принципе на другое: книжность, развитие образности, подпитка воображения позитивом, а не тем, что мы приносим с работы домой в себе, своевременное информирование знаниями о мире, в конце концов… Ну чего я буду вам о всяких Маугли рассказывать, вопиющими историями детей из неблагополучных семейств полон интернет… Впрочем, и в поселковой вполне цивилизованной местности бывают различные ситуации детской «криворукости», несмотря на, казалось бы, обилие упомянутых естественных квакушек – есть уникальные мамы, которые и в этом случае умудряются задвинуть своего ребёнка за плинтус, относиться к развитию формально, причём во многом тоже и вполне от любви, понимаемой ими по своему, по уникальному… Буквально по соседству с нами, и не поверила бы, кажется, сама того не лицезрев… «Ой, слушайте, я водила её на занятие – а с ними там, представляете, они с ними там лепят и рисуют! И моя тоже – чего-то там рисовала! И так радовалась…» Безуспешно скрываемый отвал челюсти до уровня пупка был тогда моей реакцией, особенно при том, что ребёнка регулярно таскали на церковные службы, причащали и всяко тратили время, чтобы от мирской скверны оградить, однако не удосужились хоть единожды поковырять веточкой землю во дворе, рисуя колобков и солнышки, не говоря уж о мелках, и, разумеется, не говоря уж о красках… Впрочем, надо сказать, там уделяли внимание «музыкальному раннему развитию», приглашая педагога на дом раз в неделю… И я бы, может быть, и поверила бы в компенсацию одного другим, если бы не прозрачность соседских поселковых пространств, в которых ведь как в лесу, на воздухе, особенно летом – чужую жизнь слышно хорошо, если соседство близкое…

Поэтому – только на природные условия полагаться нельзя, хотя, безусловно, они во многие разы лучше городских с их переизбытком агрессивной визуальной информации, и способны впоследствии невероятно многое компенсировать из того, что недодано было в детстве мамкой. За счёт обилия естественных квакушек – если их не перешибёт социальный фактор, столь очевидный для Российских реалий, в лице алкоголизма, наркомании и прочих распространенных «подростковых» явлений. Другими словами – если мама (взрослый) достаточно задействован в развитии ребёнка в упомянутых природных условиях, будь то приобщение к бытовой ежедневной жизни семьи в качестве полноценного её члена со скидкой на возраст, конечно (в отличие от современного монтессори, где эту задействованность создают искусственно, обучая «бытовым действиям в городских условиях») – то о моторике, глазомере, развитии логического и образного мышления дополнительно заботиться, надрывая себя – особенно, может быть, и не надо. Если, конечно, нет цели всенепременно вырастить нового Гения-художника или музыканта, если есть желание вырастить и воспитать просто счастливого и адаптированного к последующей жизни ребёнка и достойного, нормального человека впоследствии… К сожалению, вопрос о нормальности последующей жизни и адаптации достойного человека в ней остаётся открытым со времён Чацкого, а то и раньше…

Tags: , , , , , , ,

Leave a comment