?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Бестиарий Hrul'ка Previous Previous Next Next
...Рауль никогда не знал, куда он едет, потому что думал совсем про другое...
hrul
hrul
ПРО ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ МАМОЧЕК, ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МИЗАНТРОПИЮ И Т.Д. номер 3
Про автора текста и педагогическую мизантропию - продолжение.

А по правде сказать, ребята – скольких я откровенно присвистнутых знаю из дошколки, ой мама не горюй! И детных, и семейных вроде… Про началку не скажу точно, не так много общалась – но подозреваю, что там их тоже хватает… механизм отбора кадров-то один и тот же. И, кроме того, мне достопамятно мнение, существовавшее в моём отрочестве и юности «среди народа» про тех, кто идёт в педы. А народ, исходя из цитаты – «сер, но мудр». Мнение это звучало приблизительно так: «в педагогические идут миленькие, но тупенькие, кому не хватает умственной силушки поступить на экономические или всяко-математические отделения, а креативности не хватает поступить на театральные-художественные. Или же это осенённые «призванием» и обилеченные «божьей искрой» в слегка косящих глазках». Такое мнение существовало ещё лет за десять до того, как я начала задумываться – куда и как мне двигать в поступлениях в вузы…

Разумеется, среди молодых педагогов тех лет, выпущенных в жизнь из институтов, действительно встречались и люди с призванием, и люди с божьей искрой без всяких кавычек. Но больше, к сожалению, с кавычками, потому что здесь, как и везде, неистребимо прав закон девяноста процентов, гласящий: «девяносто процентов чего бы то ни было – дерьмо».

Почему так? Ну, хотя бы исходя из уровня заработной платы педагога тех лет, особенно в областях… Сейчас, по крайней мере в Москве – этот фактор уже не столь решающий для выбора педагогического поприща, сравнимо с другими. При желании, при определённом умении и энергичности, потратив пару-тройку лет на зарабатывание «статуса» в своей профессии - вполне можно жить. Где-то иначе для молодых специалистов? Среди менеджеров, начинающих бизнесменов, и прочего просто рабочего и служивого люда? Эти два-три года, если ты пришёл куда-либо «без блата» - практически неизбежное «время раскрутки». Есть множество факторов, помимо этого, конечно, множество. Именно на них сдуваются проколотыми шариками молодые «призванные» с огнём в глазах, отработав год на «младшей группе».

Знаете, кто не сдувается? Те, кто прошёл уже некоторую «школу жизни – школу капитанов» в других профессиях, пусть смежных. Кто пришёл в педагогику окольным путём. Кто может сравнивать и оценивать, опираясь на собственный, нередко негативный, опыт. Кто видел много человеческой грязи и сам в ней бывал, кто хорошо знает о законе девяноста процентов, но верит, что на детей этот закон не распространяется. Потом, при взрослении, закон их подомнёт, увы, как и всё – но, может быть, хотя бы на сотую долю процента меньше?..

По своему опыту могу сказать, что в дошколке «миленькие, но тупенькие» - это ещё ничего. Я помню, с ужасом вспоминаю, как удивлялись в Богадельне, что я, оказывается, умею «писать» на компьютере… Не просто перепечатывать с бумажного носителя, а составлять текст! Без орфографических ошибок, так разтак!..

…Но у них, у таких, как правило, очень развито «биологическое тепло», материнское, нянькино – оно в раннем возрасте столько замещает в том ужасе, который у нас называют «адаптационным периодом детей, привыкающих к условиям детского учреждения». Когда из-за двери младшей группы весь день слышится безутешное и бесконечное «ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма!!!!!» с тихими повизгиваниями сходящих с ума от стресса маленьких детей…

…А вот «божья искорка в слегка косящих глазах» педагога, особенно не слишком наделённого упомянутой биологической теплотой, пусть наизусть знающего нормы, правила и методы… Особенно в этот «адаптационный» кошмар… Это, ребята, много сложнее. И для детей, и для других педагогов, которым по работе предстоит пересекаться с «осенённым искрой». Ведь воспитатель в каждой группе – это тоже своего рода демиург. Хорошо, если он об этом догадывается и ему действительно, а не формально знакомо чувство ответственности, морально-нравственные нормы и человечность. Даже если этот педагог-воспитатель не всегда и не во всём соответствует идеалу, может быть порой сварлив, или слишком громок, или раздражён – никто же не робот, у всех есть жизнь кроме работы, как её не оставляй за дверьми… Впрочем, современные условия работы педагогов как раз предполагают, что у них нет собственной жизни, кроме работы – если всё делать «по букве закона». Но мы же все не первый год в Россиюшке живём – и знаем, как нужно оставаться в живых при этом, правда?.. А молодым «призванным», у которых вдруг начинают лезть глаза на лоб от реальности, я обычно отвечаю цитатой: «А кто не обломался – тем ещё предстоит…». Когда же они не очень понимают, они же не в девяностые свой пед заканчивали, они же такие хорошие девочки-милипусечки – мне так и хочется предложить им: «А может, вам в декрет уйти?»… У нас так одна коллега сказала, когда на рабочем месте начались перетасовки и перестановки, в преддверии Холдингов: – «А пойду-ка я в декрет, и все эти проблемы отлетят!» Тоже интересный подход к вопросам репродукции – этакая возможность спрятаться в беременность от прочих жизненных проблем. Правда, такой взгляд на вещи я встретила только однажды – и он принадлежал как раз педагогу из педа, а не «окольно пришедшему». Ну, судите сами…

А вот если педагог как раз робот… Или в нём отчётливо проступает острое желание и потребность быть демиургом для детской группы, явно неутолённая в семейной или личной жизни… Ребята, это плохо. Я по результатам сужу: ведь разные же группы приходят от разных педагогов, и у каждой группы – своё «лицо». Могут быть разные «наборы» детей, поколения малявок отнюдь не одинаковы, это неоспоримо… Но когда отличительные черты «лица» группы проступают вновь в следующем «наборе» - это серьёзно. И самое страшное – что невозможно ни к чему придраться «по факту»: всё по нормам, нормативам, режиму занятий, сна, бодрствования и питания, всё сверкает и блестит… А «лицо» группы выдаёт в своих гримасах продуктивной деятельности ту же «козью задницу», что и предыдущий «набор», ныне ушедший грызть граниты…

По мне – лучше уж «середнячки», приходящие от «миленьких, но тупеньких», этих можно развивать. Чем невротики, истерики и шизофренированные – этих-то надо не столько развивать, сколько корректировать. А совмещать такое в нормах действующего СанПина бюджетная Изошка не может и не приспособлена к этому, даже если пытается эти нормы плавно огибать… А педагогов-психологов в Холдингах посокращали, между прочим. Я немного побыла педагогом-психологом в обычном московском саду, пусть убогонько, но побыла. Потом посмотрела, как на моём этом поприще мается молодая и энергичная «новоприбывшая» коллега. Потом начались перетасовки и она уволилась, поскольку из-за перетасовок «терялся» едва наработанный «статус» в этой профессии - как это до того произошло со мной. Говорят, сейчас на несколько садов один психолог. Точно не знаю, у нас его нет уже два с лишним года – ничего, работаем, активно отправляем адресатам «ценные бандероли».

Собственно говоря, я этот текст пишу как раз с точки зрения скорее педагога-психолога, основным методом работы которого волею судеб стала изо-деятельность. Я и работаю с этой точки зрения и меня она выручает в работе. Только вот дальше диагностирования и – изредка – бесед с родителями коррекционная работа редко продвигается. Потому что для полноценности такой работы методами изобразительной деятельности нужен другой формат занятий.

Лучшего формата, чем был в нашей Художке, при всём разнообразии современных форматов - я едва ли смогу назвать. Минимализм средств и практичность условий плюс богатство и качество предлагаемого информативного материала, плюс свобода (иногда почти на грани с анархией) творческого изобразительного высказывания для каждого автора… Коррекция происходила самопроизвольно, просто как побочный результат творческого процесса и развития. Я относительно недавно получила на руки часть своих детских работ – не надо штудировать Венгера, чтоб увидеть по ним: что было вначале и что стало потом. В моём случае это были КОНКРЕТНЫЕ страхи после физической травмы и разнообразных стрессов (о безобразных сценах на гормональной основе мы уже писали выше), забитая ими за плинтус вербальная агрессия и ещё целый букет. И динамика ухода этого всего, проигрываемая в картинках. Жаль, сейчас нельзя отследить сей процесс подробно – за давностью лет… О Художке будет в следующей части, здесь только к слову поминаю.

Но в бюджетной дошкольной изошке подобное невозможно и не будет возможно, покуда эта изошка находится в формате детсада и СанПина. А в платных студиях уклон в коррекцию если и существует, то неявно. А в коррекционные учебные центры для малявок очередь на годы вперёд и их «запихивают» в обычные группы детсадов. А психологов в садах посокращали, как уже говорилось – всё ровненько, всё кругленько. Ха тире ха.

А дальше будет уже про педагогическую мизантропию в целом.

Ну и как вот такую крокодилушку, вроде меня, вот это вот Квазимодо в женском обманчивом обличье – в принципе можно подпускать близко к детям? Отстреливать таких надо как собак беспризорных!

Однако именно меня и подобных мне и можно, и нужно, смею думать, к ним пускать. Тех, кто не понаслышке, а по собственному опыту знает – насколько бесправен ребёнок перед миром взрослых, в том числе и в первую очередь – родных взрослых, в семье. Тех, кто хорошо помнит себя маленьким, свои радости и горести, и потому может поставить себя на место ребёнка и поглядеть на происходящее с его точки зрения, при этом не забывая анализировать, а не просто сочувствовать. Кого малыши зовут на «ты» и не хотят на «вы», и кто всякий раз глупо «давит лыбу», когда трёхлетки не верят, что эта тётка - взрослая… А какая? Они затрудняются ответить – но не взрослая она точно… Знаете ли вы, что Маршак и Чуковский соревновались – кто сможет перейти в «восприятии мира» в своих стихах на более младший возраст? Победил Чуковский – до уровня двухлеток дошёл, за что и поныне ему честь и хвала…Тех, кому, по правде говоря, не так чтоб уж очень и интересно было в этом взрослом мире, кому этот мир во многом уже усталость навевает своей забубённой системностью – а вот вечно обновляющийся мир детства, при всех его, казалось бы, повторениях – нет, не навевает. Пока этот мир не сталкивается со взрослым – а он то и дело сталкивается, вернее, взрослый мир всё социализирует и социализирует детишек, вся дошколка и началка уже стонут, как гагары, которым недоступно наслажденье битвой жизни. Гром ударов нас пугает.

И вообще всех педагогов стоит проверять не на знание законов, не на семейное положение, не на Сан Пин – это вызубрят, если надо. И даже, возможно, не на традиционность ориентации (последнее может быть весьма спорным в российских реалиях).
А проводить простейший жизненный тест: испытуемому целеустремлённо, возбуждённо и лихорадочно вешает на уши свои проблемы некая мама/сотрудник/ начальство – и вдруг врывается маленький ребёнок и радостно (или печально) параллельно с этим непонятным ему шумом взрослого разговора начинает показывать некую свою заморочку, объясняя и доказывая. Вы сделали вид, что не заметили или действительно не заметили, ваше внимание поглощено взрослым – не годится. Отреагировали лицом, глазами, продолжая поддерживать разговор, но пропустив мимо ушей домогательства мелкого подлеца – ну, троечка, но ещё не всё потеряно, в помощники воспитателя по эмоциональному отклику подходите… Отвлеклись, забив на все онеры с причиндалами, полностью переключились на сиюминутные надобы невоспитанного киндера – наш человек, готов в дошколку, только научиться ещё и формально-взрослый вид поддерживать при этом, артистичненько – тогда, глядишь, со временем можно и на категории подавать… Только никто такого теста, конечно, проводить в жизни не станет – шибко выйдет оно нерентабельно для образовательных заведений…

Выражаясь менее простецки и более пафосно – в дошкольные педагоги должны идти те, кто однажды и навсегда встал на сторону детей, этого «неподавленного меньшинства» нашего больного общества. Никуда мы не денемся от этого противопоставления: «ребёнок - взрослый».
И следовательно: если педагог на их стороне – то, получается, не на вашей, не на взрослой. Да вы же и сами этого требуете: беречь должна дошколка детей от житейской грязи окружающих реалий, разве нет? Прививать позитивное мышление и образовывать, эмоционально и интеллектуально развивать… А потом приходят за детьми поддатенькие папы и зачуханные мамы, и одним только «ложи и залазий, трам-тарарам!» сводят на нет всю старательно воздвигаемую постройку…

Скажите мне честно: в такой вот ситуации здравый человек кем становится, даже если изначально не был? Не мизантропией в лёгкой форме называется это явление, разве нет? Ведь вам же всем тоже не нравится многое в нашем обществе, верно? А педагогу оно не нравится и как просто человеку, и как человеку, несущему определённую ответственность за детей, и как человеку, чуть ли не ежедневно наблюдающему, как его старания одним махом отшибаются железобетонным родительским поведением.
Даже те люди, которые представлялись нам полусвятыми – даже они, мягко говоря, досадовали на проявления «взрослого мира», управляющего миром детским, который часто оказывался на порядки одарённей взрослого…
Дорогие мамы и папы – вы тоже часть того самого больного и несовершенного общества, от вредных веяний которого педагоги призваны (причём вами же) защищать ваших детей.
И, боюсь, именно потому упомянутое социально-психологическое явление среди педагогов является не исключением, а такой же закономерностью, как малое количество внуков в многодетной семье с нелёгким бытом в детстве…
Лично я детям – друг на все времена, и маленьким, и большим. Просто потому, что они всегда в положении «меньшинства» перед всем этим социумом с его многочисленными прибамбасами и прибабахами, так и норовящим обвинить во всех грехах, которыми он же, социум, каждого конкретного ребёнка и наделил. И я не люблю, когда моих друзей обижают, терпеть не могу. Дорогие папы и мамы, а в особенности – мамы: ну хоть иногда попытайтесь посмотреть на мир глазами вашего чада, перестаньте руководить, указывать и воспитывать, выйдете из роли родителя, всезнающего взрослого и поставьте себя на его место. Попробуйте поговорить «на равных», без сюсюканья и откупных конфет-игрушек. Ну, поройтесь в памяти – должны же вы помнить хоть что-то из своих детских эмоций, от этого и отталкивайтесь. Возможно, вам понравится та картина мира, которую вы увидите вместе со своим ребёнком… Почитайте немного литературы, в конце концов, её нынче горы написаны – примеряя при этом прочитанное на свой вариант… Я именно так делала, впервые столкнувшись с аутиками и мало что зная в этой сфере: читала литературу и примеряла к действительности. Только это не умозрительно нужно делать, а прочувствовано, с ежедневной практикой… Ведь не все же вы методисты, не ушедшие в декрет, по случаю нелёгких жизненных ситуаций… Были у вас на всё это те самые 9 месяцев, когда вроде бы есть время немножко подготовиться. А такие вопросы люди задают порой – словно только что из ниоткуда их чадо появилось, не было никаких 9-ти месяцев и вообще они ни сном, ни духом…
Дорогие родители, знайте – никто нежнее мамы не приласкает ребёнка. Но никто больнее мамы и не укусит. И то, и другое остаётся на всю жизнь, даже если сам факт как будто забывается – мы все с вами состоим из таких следов и отпечатков детства. Об этом нужно знать и помнить до появления ребёнка и уж, конечно, помнить потом всегда. И если вы об этом действительно помните – не так уж сильно вам и понадобится помощь педагога, платные и всякие занятия. Только в качестве «общего развития», как это говорят – то есть, не помешает, если без перегрузки, но и настоящей животрепещущей необходимости в том не будет.

Про разнообразных экзальтированных мам

Мы этой темы уже касались в процессе изложения, но сейчас – вплотную. Экзальтированные – это такое общее определение за неимением другого обобщения для их видового многообразия. Это женщины, влюблённые в своё материнство… Я читала некоторые лекции Марии Монтессори – конечно, со скидкой на перевод и на время, когда это писалось, и на её конфессиональную принадлежность, наверное. Мария Монтессори – одна из представительниц этого типа мам, с высоким интеллектом и стремлением действовать во благо. Да, всё понятно, и не одна она так поступала в те времена – внебрачный ребёнок, отданный на воспитание в чужой дом. Которого она после увидела только через 17 лет и, как утверждают монтессорианцы, у них были отличные взаимоотношения, не смотря на эти 17 лет… Все наработки Монтессори – качественные, достойные методики, которые поныне актуальны (только придуманы они были для бедных городских детей промзоны, а сделались нынче «хорошим тоном» для вполне состоятельных семей, вот ведь временной парадокс!) и тон её лекций, касающихся рождения и развития – мне всё это представляется как раз тем самым: влюблённостью в своё материнство больше, чем непосредственно в ребёнка. Разумеется, в данном случае не без страданий и компенсаций своёй деятельностью своего поступка. Однако, при всём моём к ней уважении как к педагогу-новатору и просто сильному человеку – матушкой она была экзальтированной, думаю, именно это и стало одной из причин её открытий.

Общая их черта – демонстративность. В зависимости от интеллектуального и эмоционально-духовного уровня проявления её будут разными. Разумеется, каждая, за редким исключением, мама, любит поговорить с другими мамами о своём чаде, может, даже, похвалиться им, и, разумеется, современные мамы делятся всем этим в соц.сетях. Но есть разница между обычным таким общением и километрами фотографий про каждый жест и сантиметр жизни.

Там, где хвалятся горами приобретённых новомодных игрушек для ребёнка, самыми дорогими и роскошными одёжками, прочими «цацками» - ожидай встретить экзальтированную мамочку. Там, где какое-то заболевание ребёнка делают фетишем, фотографируя аллергические болячки на телефон и показывая их окружающим, рассказывая про свою борьбу за здоровье ребёнка, но при этом отдавая его в ГКП на «социализацию» и вынося мозги персоналу о том, что ребёнка ни в коем случае ничем нельзя «подкармливать» (ага, будто кто-то собирался), и не работая при этом – там будет такая мамочка. Которая знает все права и обязанности, начитавшись их из интернетных разговоров, и при малейшей причине или даже без неё – немедленно кидается эти права «качать». А под конец года она задаст вопрос педагогу, которым «обнаружит себя» - что-нибудь такое нелепое спросит, что покажет всю формальность знаний её о детях, детских учреждениях и собственном ребёнке в частности…
Про мам действительно серьёзно и глубоко больных детей, как уже говорилось, тема отдельная, хотя и здесь бывают похожие демонстративные родители и фетишизация болезни, но так же это может быть и защитной реакцией.
В случае низкого уровня эмоций и интеллекта – это километры соцсетей или нескончаемые разговоры по телефону про своих детей, причём дети при этом находятся где-то рядом и тоже слушают, что там про них говорят. Однажды я засекла: 40 минут такая мама «висела у меня на телефоне» - я успела доехать до вокзала, сесть в электричку, проехать половину дороги… А она всё рассказывала про своё житьё-бытьё в подробностях, как она переживает за своих деток – при этом каждые 2 минуты орала на четырёхлетнего сына, чтоб он отвязался и дал маме поговорить… Когда моё терпение кончилось и я сказала, что, раз уж она так любит своих деток, то за время этого разговора вполне могла бы прочитать им книжку или позаниматься-поиграть с ними, вместо того, чтоб грузить меня под стук колёс (это была, по счастью, не родительница воспитанника, а знакомая, а то бы мне пришлось и дальше грузиться) – она обиделась, но тут же позвонила другим нашим общим знакомым, а потом третьим, как мы это после выяснили. И с каждым общалась около часа на ту же тему, продолжая орать на сына. Вот это – гротесковый, но весьма показательный пример экзальтированной мамы, влюблённой в своё материнство так, что сам ребёнок тускнеет по сравнению с этими чувствами.

Если же интеллект и эмоциональное «содержимое» личности такой мамы много богаче – то это могут быть иные проявления. От странноватого перфекционизма, когда ребёнка записывают сразу во все секции и кружки, между которыми он в поту и мечется, когда его во время больничного на эти кружки приводят (ну ладно, в последнем случае – вопрос проплаченных денег, тут хоть как-то понять можно). До участия в рабочем процессе кружка в качестве добровольного, хотя и совершенно незваного помощника (фотографа, энтузиаста, певца дифирамбов педагогу). От последнего, безусловно, может быть действительно много подмоги, но так же много и помех, потому что таким людям свойственно заполнять собой весь процесс, вытесняя и собственно педагога, и детей, оставляя только своё любование ситуацией. Детям в этих случаях в плане развития перепадает немало, даже очень много – за что этим мамам и спасибо. Но так же эти дети растут подавленными кипучей маминой харизмой, это видно невооружённым взглядом, когда мама за них уже всё пережила, сказала, совершила их ошибки и научилась на этих ошибках, и показывает верную безошибочную дорогу, и заполняет собой, своей влюблённостью в происходящее материнство – всё пространство. Оставляя этим детям место возле себя, героической, и занятие -спокойненько «развиваться» во всех направлениях, благополучно помалкивая и восхищаясь обожаемой мамой. В этих случаях в соц.сетях хвалятся не грудой игрушек и шикарными интерьерами детской, а количеством разнообразных «развиваек» от мала до велика, посещённых культурных мероприятий и мест, а впоследствии – достижениями ребёнка в учебной и светской деятельности. Само по себе всё это замечательно – кроме уже упомянутой черты: демонстративности, километража…
Это могут быть поздние дети, может быть «цель и оправдание жизни». А вот когда это выстраданный «свет в окошке» - тогда, пожалуй, нет. Тогда на ребёнка излишне много «надышаться не могут», но в то же время главный в системе отношений – всё же он, баловень, барчук, маленький деспот - но не мамино самолюбование, пусть и во многом положительно сказывающееся.
Всегда есть два основных варианта продолжения таких ситуаций. Первый – когда подростковый период сделает попытку отвоевать себе место под солнцем: ну, тут уж сколько каждый конкретный индивид себе отвоюет и какими методами, ситуация у каждого отдельная, особенно в условиях нынешних жилищных вопросов и совместной недвижимости… Второй – когда выросший индивид так и останется при маме, возле её юбки. Это даже не обязательно может быть то, что часто называют расхожим термином «ботан», это просто человек, не умеющий самостоятельно выбирать и оказывающийся в весьма непростой жизненной ситуации, когда мама, увы, исчерпала свою возможность постоянного руководства в виду возраста или окончания жизненного пути…
…В свете сказанного я последнее время думаю: как хорошо, что в моём детстве у моей мамы не было соц.сетей, а только телефон, который дальше прихожей с собой не унесёшь, а потому не позволяющий заниматься ежедневными многочасовыми разговорами. Как многое миновало нас из того, что нипочём бы не миновало, родись мы сейчас… Я всего лишь ходила помогать ей мыть наши наркоманские подъезды, когда был период талонов, карточек и продуктовых номерков на ладонях, а ещё занималась младшими, земледелием и животноводством на даче, пока они летом понедельно работали – и представить не могла, что всякий жест и действие своей жизни когда-то можно будет показать при желании остальному миру… Я уверена – вот бы наша мама разгулялась в соцсетях, будь они у неё под рукой тогда!.. Это сейчас она только и умеет, что включить комп и поиграть в пасьянс… Представляю себе «лайки» под «фотами»: а вот у нас поросёнок! А вот Света картошку тяпает! А вот воды в доме нет – Света со двора её баками тягает: надо же хоть изредка посуду-то мыть, а то уж варить не в чем… А это мы колорадских жуков собираем! А вот Люся с Митей с крыши спрыгнули на старые матрацы! А вот наши куры, кролики, собака со щенками и попугаи! А это мы для них объедки из буфета больнички тащим, где мама халтурит! А вот это мы орём друг на друга (вообще-то мы почти постоянно друг на друга орём) и сковородками кидаемся – ой, гляньте, народ, экие мы всё ж придурки, да?.. Правда – с нами весело?

Хотя, с другой стороны: будь соц.сети тогда – насколько больше бы было материалов про нашу Художку. Вот это жаль, это действительно жаль. Не пришлось бы убеждать и доказывать, весь процесс отражался бы документально-фотографически или даже снимался бы «вживую»… Хотя… всё равно пришлось бы убеждать и доказывать, со времён Чацкого приходится – так что спасибо за то, что всё это просто Было и нам Невероятно Повезло там быть

Tags: , , , , , ,

Leave a comment