?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Бестиарий Hrul'ка Previous Previous Next Next
ПРО ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ МАМОЧЕК, ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МИЗАНТРОПИЮ И Т.Д. номер 3 - ...Рауль никогда не знал, куда он едет, потому что думал совсем про другое...
hrul
hrul
ПРО ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ МАМОЧЕК, ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МИЗАНТРОПИЮ И Т.Д. номер 3
Про автора текста и педагогическую мизантропию - продолжение.

А по правде сказать, ребята – скольких я откровенно присвистнутых знаю из дошколки, ой мама не горюй! И детных, и семейных вроде… Про началку не скажу точно, не так много общалась – но подозреваю, что там их тоже хватает… механизм отбора кадров-то один и тот же. И, кроме того, мне достопамятно мнение, существовавшее в моём отрочестве и юности «среди народа» про тех, кто идёт в педы. А народ, исходя из цитаты – «сер, но мудр». Мнение это звучало приблизительно так: «в педагогические идут миленькие, но тупенькие, кому не хватает умственной силушки поступить на экономические или всяко-математические отделения, а креативности не хватает поступить на театральные-художественные. Или же это осенённые «призванием» и обилеченные «божьей искрой» в слегка косящих глазках». Такое мнение существовало ещё лет за десять до того, как я начала задумываться – куда и как мне двигать в поступлениях в вузы…

Разумеется, среди молодых педагогов тех лет, выпущенных в жизнь из институтов, действительно встречались и люди с призванием, и люди с божьей искрой без всяких кавычек. Но больше, к сожалению, с кавычками, потому что здесь, как и везде, неистребимо прав закон девяноста процентов, гласящий: «девяносто процентов чего бы то ни было – дерьмо».

Почему так? Ну, хотя бы исходя из уровня заработной платы педагога тех лет, особенно в областях… Сейчас, по крайней мере в Москве – этот фактор уже не столь решающий для выбора педагогического поприща, сравнимо с другими. При желании, при определённом умении и энергичности, потратив пару-тройку лет на зарабатывание «статуса» в своей профессии - вполне можно жить. Где-то иначе для молодых специалистов? Среди менеджеров, начинающих бизнесменов, и прочего просто рабочего и служивого люда? Эти два-три года, если ты пришёл куда-либо «без блата» - практически неизбежное «время раскрутки». Есть множество факторов, помимо этого, конечно, множество. Именно на них сдуваются проколотыми шариками молодые «призванные» с огнём в глазах, отработав год на «младшей группе».

Знаете, кто не сдувается? Те, кто прошёл уже некоторую «школу жизни – школу капитанов» в других профессиях, пусть смежных. Кто пришёл в педагогику окольным путём. Кто может сравнивать и оценивать, опираясь на собственный, нередко негативный, опыт. Кто видел много человеческой грязи и сам в ней бывал, кто хорошо знает о законе девяноста процентов, но верит, что на детей этот закон не распространяется. Потом, при взрослении, закон их подомнёт, увы, как и всё – но, может быть, хотя бы на сотую долю процента меньше?..

По своему опыту могу сказать, что в дошколке «миленькие, но тупенькие» - это ещё ничего. Я помню, с ужасом вспоминаю, как удивлялись в Богадельне, что я, оказывается, умею «писать» на компьютере… Не просто перепечатывать с бумажного носителя, а составлять текст! Без орфографических ошибок, так разтак!..

…Но у них, у таких, как правило, очень развито «биологическое тепло», материнское, нянькино – оно в раннем возрасте столько замещает в том ужасе, который у нас называют «адаптационным периодом детей, привыкающих к условиям детского учреждения». Когда из-за двери младшей группы весь день слышится безутешное и бесконечное «ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма!!!!!» с тихими повизгиваниями сходящих с ума от стресса маленьких детей…

…А вот «божья искорка в слегка косящих глазах» педагога, особенно не слишком наделённого упомянутой биологической теплотой, пусть наизусть знающего нормы, правила и методы… Особенно в этот «адаптационный» кошмар… Это, ребята, много сложнее. И для детей, и для других педагогов, которым по работе предстоит пересекаться с «осенённым искрой». Ведь воспитатель в каждой группе – это тоже своего рода демиург. Хорошо, если он об этом догадывается и ему действительно, а не формально знакомо чувство ответственности, морально-нравственные нормы и человечность. Даже если этот педагог-воспитатель не всегда и не во всём соответствует идеалу, может быть порой сварлив, или слишком громок, или раздражён – никто же не робот, у всех есть жизнь кроме работы, как её не оставляй за дверьми… Впрочем, современные условия работы педагогов как раз предполагают, что у них нет собственной жизни, кроме работы – если всё делать «по букве закона». Но мы же все не первый год в Россиюшке живём – и знаем, как нужно оставаться в живых при этом, правда?.. А молодым «призванным», у которых вдруг начинают лезть глаза на лоб от реальности, я обычно отвечаю цитатой: «А кто не обломался – тем ещё предстоит…». Когда же они не очень понимают, они же не в девяностые свой пед заканчивали, они же такие хорошие девочки-милипусечки – мне так и хочется предложить им: «А может, вам в декрет уйти?»… У нас так одна коллега сказала, когда на рабочем месте начались перетасовки и перестановки, в преддверии Холдингов: – «А пойду-ка я в декрет, и все эти проблемы отлетят!» Тоже интересный подход к вопросам репродукции – этакая возможность спрятаться в беременность от прочих жизненных проблем. Правда, такой взгляд на вещи я встретила только однажды – и он принадлежал как раз педагогу из педа, а не «окольно пришедшему». Ну, судите сами…

А вот если педагог как раз робот… Или в нём отчётливо проступает острое желание и потребность быть демиургом для детской группы, явно неутолённая в семейной или личной жизни… Ребята, это плохо. Я по результатам сужу: ведь разные же группы приходят от разных педагогов, и у каждой группы – своё «лицо». Могут быть разные «наборы» детей, поколения малявок отнюдь не одинаковы, это неоспоримо… Но когда отличительные черты «лица» группы проступают вновь в следующем «наборе» - это серьёзно. И самое страшное – что невозможно ни к чему придраться «по факту»: всё по нормам, нормативам, режиму занятий, сна, бодрствования и питания, всё сверкает и блестит… А «лицо» группы выдаёт в своих гримасах продуктивной деятельности ту же «козью задницу», что и предыдущий «набор», ныне ушедший грызть граниты…

По мне – лучше уж «середнячки», приходящие от «миленьких, но тупеньких», этих можно развивать. Чем невротики, истерики и шизофренированные – этих-то надо не столько развивать, сколько корректировать. А совмещать такое в нормах действующего СанПина бюджетная Изошка не может и не приспособлена к этому, даже если пытается эти нормы плавно огибать… А педагогов-психологов в Холдингах посокращали, между прочим. Я немного побыла педагогом-психологом в обычном московском саду, пусть убогонько, но побыла. Потом посмотрела, как на моём этом поприще мается молодая и энергичная «новоприбывшая» коллега. Потом начались перетасовки и она уволилась, поскольку из-за перетасовок «терялся» едва наработанный «статус» в этой профессии - как это до того произошло со мной. Говорят, сейчас на несколько садов один психолог. Точно не знаю, у нас его нет уже два с лишним года – ничего, работаем, активно отправляем адресатам «ценные бандероли».

Собственно говоря, я этот текст пишу как раз с точки зрения скорее педагога-психолога, основным методом работы которого волею судеб стала изо-деятельность. Я и работаю с этой точки зрения и меня она выручает в работе. Только вот дальше диагностирования и – изредка – бесед с родителями коррекционная работа редко продвигается. Потому что для полноценности такой работы методами изобразительной деятельности нужен другой формат занятий.

Лучшего формата, чем был в нашей Художке, при всём разнообразии современных форматов - я едва ли смогу назвать. Минимализм средств и практичность условий плюс богатство и качество предлагаемого информативного материала, плюс свобода (иногда почти на грани с анархией) творческого изобразительного высказывания для каждого автора… Коррекция происходила самопроизвольно, просто как побочный результат творческого процесса и развития. Я относительно недавно получила на руки часть своих детских работ – не надо штудировать Венгера, чтоб увидеть по ним: что было вначале и что стало потом. В моём случае это были КОНКРЕТНЫЕ страхи после физической травмы и разнообразных стрессов (о безобразных сценах на гормональной основе мы уже писали выше), забитая ими за плинтус вербальная агрессия и ещё целый букет. И динамика ухода этого всего, проигрываемая в картинках. Жаль, сейчас нельзя отследить сей процесс подробно – за давностью лет… О Художке будет в следующей части, здесь только к слову поминаю.

Но в бюджетной дошкольной изошке подобное невозможно и не будет возможно, покуда эта изошка находится в формате детсада и СанПина. А в платных студиях уклон в коррекцию если и существует, то неявно. А в коррекционные учебные центры для малявок очередь на годы вперёд и их «запихивают» в обычные группы детсадов. А психологов в садах посокращали, как уже говорилось – всё ровненько, всё кругленько. Ха тире ха.

А дальше будет уже про педагогическую мизантропию в целом.

Ну и как вот такую крокодилушку, вроде меня, вот это вот Квазимодо в женском обманчивом обличье – в принципе можно подпускать близко к детям? Отстреливать таких надо как собак беспризорных!

Однако именно меня и подобных мне и можно, и нужно, смею думать, к ним пускать. Тех, кто не понаслышке, а по собственному опыту знает – насколько бесправен ребёнок перед миром взрослых, в том числе и в первую очередь – родных взрослых, в семье. Тех, кто хорошо помнит себя маленьким, свои радости и горести, и потому может поставить себя на место ребёнка и поглядеть на происходящее с его точки зрения, при этом не забывая анализировать, а не просто сочувствовать. Кого малыши зовут на «ты» и не хотят на «вы», и кто всякий раз глупо «давит лыбу», когда трёхлетки не верят, что эта тётка - взрослая… А какая? Они затрудняются ответить – но не взрослая она точно… Знаете ли вы, что Маршак и Чуковский соревновались – кто сможет перейти в «восприятии мира» в своих стихах на более младший возраст? Победил Чуковский – до уровня двухлеток дошёл, за что и поныне ему честь и хвала…Тех, кому, по правде говоря, не так чтоб уж очень и интересно было в этом взрослом мире, кому этот мир во многом уже усталость навевает своей забубённой системностью – а вот вечно обновляющийся мир детства, при всех его, казалось бы, повторениях – нет, не навевает. Пока этот мир не сталкивается со взрослым – а он то и дело сталкивается, вернее, взрослый мир всё социализирует и социализирует детишек, вся дошколка и началка уже стонут, как гагары, которым недоступно наслажденье битвой жизни. Гром ударов нас пугает.

И вообще всех педагогов стоит проверять не на знание законов, не на семейное положение, не на Сан Пин – это вызубрят, если надо. И даже, возможно, не на традиционность ориентации (последнее может быть весьма спорным в российских реалиях).
А проводить простейший жизненный тест: испытуемому целеустремлённо, возбуждённо и лихорадочно вешает на уши свои проблемы некая мама/сотрудник/ начальство – и вдруг врывается маленький ребёнок и радостно (или печально) параллельно с этим непонятным ему шумом взрослого разговора начинает показывать некую свою заморочку, объясняя и доказывая. Вы сделали вид, что не заметили или действительно не заметили, ваше внимание поглощено взрослым – не годится. Отреагировали лицом, глазами, продолжая поддерживать разговор, но пропустив мимо ушей домогательства мелкого подлеца – ну, троечка, но ещё не всё потеряно, в помощники воспитателя по эмоциональному отклику подходите… Отвлеклись, забив на все онеры с причиндалами, полностью переключились на сиюминутные надобы невоспитанного киндера – наш человек, готов в дошколку, только научиться ещё и формально-взрослый вид поддерживать при этом, артистичненько – тогда, глядишь, со временем можно и на категории подавать… Только никто такого теста, конечно, проводить в жизни не станет – шибко выйдет оно нерентабельно для образовательных заведений…

Выражаясь менее простецки и более пафосно – в дошкольные педагоги должны идти те, кто однажды и навсегда встал на сторону детей, этого «неподавленного меньшинства» нашего больного общества. Никуда мы не денемся от этого противопоставления: «ребёнок - взрослый».
И следовательно: если педагог на их стороне – то, получается, не на вашей, не на взрослой. Да вы же и сами этого требуете: беречь должна дошколка детей от житейской грязи окружающих реалий, разве нет? Прививать позитивное мышление и образовывать, эмоционально и интеллектуально развивать… А потом приходят за детьми поддатенькие папы и зачуханные мамы, и одним только «ложи и залазий, трам-тарарам!» сводят на нет всю старательно воздвигаемую постройку…

Скажите мне честно: в такой вот ситуации здравый человек кем становится, даже если изначально не был? Не мизантропией в лёгкой форме называется это явление, разве нет? Ведь вам же всем тоже не нравится многое в нашем обществе, верно? А педагогу оно не нравится и как просто человеку, и как человеку, несущему определённую ответственность за детей, и как человеку, чуть ли не ежедневно наблюдающему, как его старания одним махом отшибаются железобетонным родительским поведением.
Даже те люди, которые представлялись нам полусвятыми – даже они, мягко говоря, досадовали на проявления «взрослого мира», управляющего миром детским, который часто оказывался на порядки одарённей взрослого…
Дорогие мамы и папы – вы тоже часть того самого больного и несовершенного общества, от вредных веяний которого педагоги призваны (причём вами же) защищать ваших детей.
И, боюсь, именно потому упомянутое социально-психологическое явление среди педагогов является не исключением, а такой же закономерностью, как малое количество внуков в многодетной семье с нелёгким бытом в детстве…
Лично я детям – друг на все времена, и маленьким, и большим. Просто потому, что они всегда в положении «меньшинства» перед всем этим социумом с его многочисленными прибамбасами и прибабахами, так и норовящим обвинить во всех грехах, которыми он же, социум, каждого конкретного ребёнка и наделил. И я не люблю, когда моих друзей обижают, терпеть не могу. Дорогие папы и мамы, а в особенности – мамы: ну хоть иногда попытайтесь посмотреть на мир глазами вашего чада, перестаньте руководить, указывать и воспитывать, выйдете из роли родителя, всезнающего взрослого и поставьте себя на его место. Попробуйте поговорить «на равных», без сюсюканья и откупных конфет-игрушек. Ну, поройтесь в памяти – должны же вы помнить хоть что-то из своих детских эмоций, от этого и отталкивайтесь. Возможно, вам понравится та картина мира, которую вы увидите вместе со своим ребёнком… Почитайте немного литературы, в конце концов, её нынче горы написаны – примеряя при этом прочитанное на свой вариант… Я именно так делала, впервые столкнувшись с аутиками и мало что зная в этой сфере: читала литературу и примеряла к действительности. Только это не умозрительно нужно делать, а прочувствовано, с ежедневной практикой… Ведь не все же вы методисты, не ушедшие в декрет, по случаю нелёгких жизненных ситуаций… Были у вас на всё это те самые 9 месяцев, когда вроде бы есть время немножко подготовиться. А такие вопросы люди задают порой – словно только что из ниоткуда их чадо появилось, не было никаких 9-ти месяцев и вообще они ни сном, ни духом…
Дорогие родители, знайте – никто нежнее мамы не приласкает ребёнка. Но никто больнее мамы и не укусит. И то, и другое остаётся на всю жизнь, даже если сам факт как будто забывается – мы все с вами состоим из таких следов и отпечатков детства. Об этом нужно знать и помнить до появления ребёнка и уж, конечно, помнить потом всегда. И если вы об этом действительно помните – не так уж сильно вам и понадобится помощь педагога, платные и всякие занятия. Только в качестве «общего развития», как это говорят – то есть, не помешает, если без перегрузки, но и настоящей животрепещущей необходимости в том не будет.

Про разнообразных экзальтированных мам

Мы этой темы уже касались в процессе изложения, но сейчас – вплотную. Экзальтированные – это такое общее определение за неимением другого обобщения для их видового многообразия. Это женщины, влюблённые в своё материнство… Я читала некоторые лекции Марии Монтессори – конечно, со скидкой на перевод и на время, когда это писалось, и на её конфессиональную принадлежность, наверное. Мария Монтессори – одна из представительниц этого типа мам, с высоким интеллектом и стремлением действовать во благо. Да, всё понятно, и не одна она так поступала в те времена – внебрачный ребёнок, отданный на воспитание в чужой дом. Которого она после увидела только через 17 лет и, как утверждают монтессорианцы, у них были отличные взаимоотношения, не смотря на эти 17 лет… Все наработки Монтессори – качественные, достойные методики, которые поныне актуальны (только придуманы они были для бедных городских детей промзоны, а сделались нынче «хорошим тоном» для вполне состоятельных семей, вот ведь временной парадокс!) и тон её лекций, касающихся рождения и развития – мне всё это представляется как раз тем самым: влюблённостью в своё материнство больше, чем непосредственно в ребёнка. Разумеется, в данном случае не без страданий и компенсаций своёй деятельностью своего поступка. Однако, при всём моём к ней уважении как к педагогу-новатору и просто сильному человеку – матушкой она была экзальтированной, думаю, именно это и стало одной из причин её открытий.

Общая их черта – демонстративность. В зависимости от интеллектуального и эмоционально-духовного уровня проявления её будут разными. Разумеется, каждая, за редким исключением, мама, любит поговорить с другими мамами о своём чаде, может, даже, похвалиться им, и, разумеется, современные мамы делятся всем этим в соц.сетях. Но есть разница между обычным таким общением и километрами фотографий про каждый жест и сантиметр жизни.

Там, где хвалятся горами приобретённых новомодных игрушек для ребёнка, самыми дорогими и роскошными одёжками, прочими «цацками» - ожидай встретить экзальтированную мамочку. Там, где какое-то заболевание ребёнка делают фетишем, фотографируя аллергические болячки на телефон и показывая их окружающим, рассказывая про свою борьбу за здоровье ребёнка, но при этом отдавая его в ГКП на «социализацию» и вынося мозги персоналу о том, что ребёнка ни в коем случае ничем нельзя «подкармливать» (ага, будто кто-то собирался), и не работая при этом – там будет такая мамочка. Которая знает все права и обязанности, начитавшись их из интернетных разговоров, и при малейшей причине или даже без неё – немедленно кидается эти права «качать». А под конец года она задаст вопрос педагогу, которым «обнаружит себя» - что-нибудь такое нелепое спросит, что покажет всю формальность знаний её о детях, детских учреждениях и собственном ребёнке в частности…
Про мам действительно серьёзно и глубоко больных детей, как уже говорилось, тема отдельная, хотя и здесь бывают похожие демонстративные родители и фетишизация болезни, но так же это может быть и защитной реакцией.
В случае низкого уровня эмоций и интеллекта – это километры соцсетей или нескончаемые разговоры по телефону про своих детей, причём дети при этом находятся где-то рядом и тоже слушают, что там про них говорят. Однажды я засекла: 40 минут такая мама «висела у меня на телефоне» - я успела доехать до вокзала, сесть в электричку, проехать половину дороги… А она всё рассказывала про своё житьё-бытьё в подробностях, как она переживает за своих деток – при этом каждые 2 минуты орала на четырёхлетнего сына, чтоб он отвязался и дал маме поговорить… Когда моё терпение кончилось и я сказала, что, раз уж она так любит своих деток, то за время этого разговора вполне могла бы прочитать им книжку или позаниматься-поиграть с ними, вместо того, чтоб грузить меня под стук колёс (это была, по счастью, не родительница воспитанника, а знакомая, а то бы мне пришлось и дальше грузиться) – она обиделась, но тут же позвонила другим нашим общим знакомым, а потом третьим, как мы это после выяснили. И с каждым общалась около часа на ту же тему, продолжая орать на сына. Вот это – гротесковый, но весьма показательный пример экзальтированной мамы, влюблённой в своё материнство так, что сам ребёнок тускнеет по сравнению с этими чувствами.

Если же интеллект и эмоциональное «содержимое» личности такой мамы много богаче – то это могут быть иные проявления. От странноватого перфекционизма, когда ребёнка записывают сразу во все секции и кружки, между которыми он в поту и мечется, когда его во время больничного на эти кружки приводят (ну ладно, в последнем случае – вопрос проплаченных денег, тут хоть как-то понять можно). До участия в рабочем процессе кружка в качестве добровольного, хотя и совершенно незваного помощника (фотографа, энтузиаста, певца дифирамбов педагогу). От последнего, безусловно, может быть действительно много подмоги, но так же много и помех, потому что таким людям свойственно заполнять собой весь процесс, вытесняя и собственно педагога, и детей, оставляя только своё любование ситуацией. Детям в этих случаях в плане развития перепадает немало, даже очень много – за что этим мамам и спасибо. Но так же эти дети растут подавленными кипучей маминой харизмой, это видно невооружённым взглядом, когда мама за них уже всё пережила, сказала, совершила их ошибки и научилась на этих ошибках, и показывает верную безошибочную дорогу, и заполняет собой, своей влюблённостью в происходящее материнство – всё пространство. Оставляя этим детям место возле себя, героической, и занятие -спокойненько «развиваться» во всех направлениях, благополучно помалкивая и восхищаясь обожаемой мамой. В этих случаях в соц.сетях хвалятся не грудой игрушек и шикарными интерьерами детской, а количеством разнообразных «развиваек» от мала до велика, посещённых культурных мероприятий и мест, а впоследствии – достижениями ребёнка в учебной и светской деятельности. Само по себе всё это замечательно – кроме уже упомянутой черты: демонстративности, километража…
Это могут быть поздние дети, может быть «цель и оправдание жизни». А вот когда это выстраданный «свет в окошке» - тогда, пожалуй, нет. Тогда на ребёнка излишне много «надышаться не могут», но в то же время главный в системе отношений – всё же он, баловень, барчук, маленький деспот - но не мамино самолюбование, пусть и во многом положительно сказывающееся.
Всегда есть два основных варианта продолжения таких ситуаций. Первый – когда подростковый период сделает попытку отвоевать себе место под солнцем: ну, тут уж сколько каждый конкретный индивид себе отвоюет и какими методами, ситуация у каждого отдельная, особенно в условиях нынешних жилищных вопросов и совместной недвижимости… Второй – когда выросший индивид так и останется при маме, возле её юбки. Это даже не обязательно может быть то, что часто называют расхожим термином «ботан», это просто человек, не умеющий самостоятельно выбирать и оказывающийся в весьма непростой жизненной ситуации, когда мама, увы, исчерпала свою возможность постоянного руководства в виду возраста или окончания жизненного пути…
…В свете сказанного я последнее время думаю: как хорошо, что в моём детстве у моей мамы не было соц.сетей, а только телефон, который дальше прихожей с собой не унесёшь, а потому не позволяющий заниматься ежедневными многочасовыми разговорами. Как многое миновало нас из того, что нипочём бы не миновало, родись мы сейчас… Я всего лишь ходила помогать ей мыть наши наркоманские подъезды, когда был период талонов, карточек и продуктовых номерков на ладонях, а ещё занималась младшими, земледелием и животноводством на даче, пока они летом понедельно работали – и представить не могла, что всякий жест и действие своей жизни когда-то можно будет показать при желании остальному миру… Я уверена – вот бы наша мама разгулялась в соцсетях, будь они у неё под рукой тогда!.. Это сейчас она только и умеет, что включить комп и поиграть в пасьянс… Представляю себе «лайки» под «фотами»: а вот у нас поросёнок! А вот Света картошку тяпает! А вот воды в доме нет – Света со двора её баками тягает: надо же хоть изредка посуду-то мыть, а то уж варить не в чем… А это мы колорадских жуков собираем! А вот Люся с Митей с крыши спрыгнули на старые матрацы! А вот наши куры, кролики, собака со щенками и попугаи! А это мы для них объедки из буфета больнички тащим, где мама халтурит! А вот это мы орём друг на друга (вообще-то мы почти постоянно друг на друга орём) и сковородками кидаемся – ой, гляньте, народ, экие мы всё ж придурки, да?.. Правда – с нами весело?

Хотя, с другой стороны: будь соц.сети тогда – насколько больше бы было материалов про нашу Художку. Вот это жаль, это действительно жаль. Не пришлось бы убеждать и доказывать, весь процесс отражался бы документально-фотографически или даже снимался бы «вживую»… Хотя… всё равно пришлось бы убеждать и доказывать, со времён Чацкого приходится – так что спасибо за то, что всё это просто Было и нам Невероятно Повезло там быть

Tags: , , , , , ,

Leave a comment