?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Бестиарий Hrul'ка Previous Previous Next Next
...Рауль никогда не знал, куда он едет, потому что думал совсем про другое...
hrul
hrul
ПРО ПРОБЛЕМКИ СОВРЕМЕННОЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОКОНЧАНИЕ ПРОГОНА
А теперь припомним фразы из Художки, сказанные более 30 лет назад. Три года назад я услышала и прочитала те же фразы на современном и научном языке, и принадлежали они другому Настоящему Педагогу – Светлане Викторовне Погодиной. Так недавно и несправедливо-рано покинувшей наш мир… Она занималась художественным творчеством детей, причём дошколкой, а также студентами, магистрантами, выпуском прекрасных пособий для развития детского и мамского творчества. Написанием статей, монографий и другой педагогической литературы, которая мною прочитывалась как художественный текст, а не научный - так Светлана Викторовна «владела словом». И много ещё чем замечательным занималась эта прекрасная женщина, так разительно не похожая на нашего Евгения Андреевича. Но перекличка мыслей с разницей в эти десятилетия просто поражает…


…У каждого ребёнка и человека Обязательно есть творческий потенциал, наша задача его развивать и создавать для развития оптимальные условия – говорит нам современный и научный язык… Все дети талантливы, человек рождён быть творцом и созидателем! – откликается тридцатилетней давности «наша Художка»… Посредством непродуманно построенной развивающей и образовательной среды, а также в процессе проводимых в ней в дошкольных учреждениях занятий мы сначала создаём у детей стереотип в обучении, который затем мучительно стараемся переделать и исправить… Детям «выкручивают» руки! – сочувствует Художка… Творчество отличается от многих категорий искусства и науки тем, что в нём сложно установить чёткую закономерность…В искусстве дважды два может быть равно и пять, и десять, и сто – уверенно подтверждает Художка… Детское изобразительное творчество имеет субиндивидуальную ценность, что и делает его исключительным явлением в становлении ребёнка как личности… Потому что человек – не раб! – подводит Художка итог… Современный и научный язык изложения тонко и печально улыбается на эту реплику: времена сменили масть, через 30 лет в педагогике стало не слишком читабельно столь открыто и прямо выражать свои мысли… Но в целом – да, не раб, а созидатель. Иначе ради чего стоило бы все эти копья ломать, прыгать выше ушей и уходить раньше времени, спалив себя в безжалостном горниле современной Педагогики…

И вот последняя фраза, о не-рабстве, а созидании – представляется мне самой значимой в свете Изошной темы нашей современности.

Давайте возьмём любое дополнительное образование школы или дошколки. С чего оно начинается? Музыка, вокал – со знакомства с нотами и овладения основами пения… Полезно? Безусловно! Познавательно? Неоспоримо! Творчески? Никак нет. Творчество на этом поприще начнётся значительно позже, если начнётся – когда ребёнок способен будет составить ноты в мелодию и сложить собственную песню. До этого ещё много должно воды утечь. Хореография, ритмика, танцы – полезно, познавательно. В дошкольном и школьном возрасте – не творчески. Дети сами не сочиняют танцы, гимнастические этюды и театрализованные-костюмные постановки (за редким-редким исключением). Они учатся, разучивают – то же самое копирование. Театр? – возможно, есть небольшое количество педагогов, которые занимаются с детьми сочинением и постановкой спектаклей, где дети являются авторами. Лично не встречала, но вполне допускаю. Но в среде бюджетки, которая и есть Подавляющее Большинство – такое птичка редкая, как жар-птица… Скорее всего, подобное более является психологическими занятиями, вроде «сказкотерапии», где Творческий Подход выступает средством для достижения коррекционно-развивающей цели, но не самой целью. В бюджетной дошколке такие прелести существуют едва ли, скорее «натаскивание» на актёрское мастерство. Иностранный язык? – Копирование, разучивание… Бисероплетение, ручной труд, то, что сейчас принято называть «технологией» - копирование действий по образцу с небольшими нюансами в выборе цвета. Про обучение счёту, письму и прочему говорить, наверное, не надо - тут в принципе копирование, на то они и прописи… А ИЗО?

А вот ИЗО – да. Если, конечно, педагог не сведёт его к копированию тоже – что, с моей точки зрения, является «ломанием последней соломинки». Потому что Изо - единственное из всех «допов», которое говорит на том языке, который детям не нужно предварительно разучивать, чтобы на нём внятно сочинять и высказываться.

Вы только вдумайтесь в это и поставьте себя на место ребёнка: везде ему говорят и указывают, везде он учится и заучивает, а здесь – он сам ГОВОРИТ. Причём именно то, что хочет сказать, и что чаще всего словами он выговорить ещё совсем не может и не умеет. Это ли не главный приоритет? Я не буду снова про развитие мышления – это все вам скажут…

Таким образом, получается, что Изошки – последний «рассадник анархии и вольнодумия» в детских учреждениях. А, точнее – последний из всех допов, что предлагает детям самостоятельно, а не по готовому шаблону, думать, действовать и по разному решать вопросы… И, что особенно характерно – редко может быть ну совсем уж неправильный ответ. Который чаще всего называется – «отказ от самостоятельной деятельности». Поскольку для творческих вопросов в Изо всегда существует едва ли не бесконечное количество альтернативных решений…

В этом, в этом Главное и Главнейшее отличие от всего остального, именно Это должно рассматриваться в первую очередь – а вовсе не «прививание бережливости и аккуратности». Вы меня уж извините – если у ребёнка дома распространено свинство и беспорядок – сколько педагог не прививай: всё равно будет поросячье поле после работы такого вот дитятка. Стереотип поведения, знаете ли, что дома с грудничкового возраста привилось – ОЧЕНЬ трудно «перепривить» впоследствии, особенно такие ежедневно-бытовые качества, и требовать этого от дополнительного образования – почти смешно… Но лично я склонна прощать подобное поросячество – особенно почитав про условия развития детской креативности, в каких семьях и по каким параметрам нередко всё это идёт… По мне – главное всё же «очумелость ручек в голове», остальное я назову «издержками производства»… Вы не согласны? А вы тоже про креативность почитайте, про нестандартность мышления – как они зарождаются, при каких условиях… Может – согласитесь после этого во многом, особенно если попробуете поставить себя на место такого вот «креативного современного ребёнка»… Сочувствием к нему проникнетесь однозначно – если вы не робот-педагог, конечно…

Но, поскольку времени на занятия групп нередко даётся по 15 минут (видела я полгода назад расписание изошника, работающего на три сада сразу – да, по 15 минуточек), творческое столь же нередко сводится к копированию – вольнодумием Изошек можно и принебречь под массой прочих развивающих занятий. Платные кружки и объединения – ну, на то они и платные, если умудряются вписаться в расписание «на базе» бюджетки – да и шут с ними, пусть себе одиноко пиратствуют на фоне больших кораблей. Кому это всё всерьёз надо, это же капля в море…

И, знаете, вот выйдешь, бывало, на Ярославском вокзале из электрички, отойдёшь в сторонку перекурить – и наблюдаешь, как строем в метро спускается вся эта толпа отдельных индивидуумов. Хорошо идут, дисциплинированно! Пока кто-нибудь креативненький через парапет не сиганёт через пути на другую платформу… И невозможно убедить себя, что все они – яркие и разнообразные личности, обладающие потенциалами и непохожие друг на друга… Ощущаешь остро взгляд Большого Брата, упирающийся тебе в спину – он идёт аккурат от надписи «Не курить!»… И думаешь в такие моменты – да, может, и не надо всё это? Ну зачем оно в Таком-то Мире? Здесь важно ходить ровно, о чём тут размышлять-то творческим мышлением? А для разнообразия всегда появятся новые Вася-Петя-и-Саид, которые будут сигать через парапеты-турникеты… (Надо сказать, что более всех наших Несравненных Барышень-рукодельниц всегда мной ценились на занятиях – скрытно, чтоб никто не догадался – такие Васи-Пети-Саиды, которые и по шее накостылять другим успевают, и мольберт неприличностями разрисовать, и нетленку шедевральную сваять… Только что-то они повывелись у нас теперь, последний из таких моих Разбойников ушёл минувшей осенью в школу – поминай как звали… Повывелись в плане нетленок – а в плане накостылять и неприличностей, увы, преумножились). Ну действительно, когда смотришь, как валит в метро дружная бесконечная толпа: – «На хрена колхозу бесы, если бес не продуктивен ни по шерсти, ни по мясу, ни, тем более, по яйцам?»… Может, и правда – «любите маму, мойте руки мылом» - и этого вполне достаточно, плюс телепередачи в формате детских утренников для взрослых? Ну, скучновато жить будет – зато ровненько… А всяких панков в подъездах будут курировать зашивающееся и издёрганные невротики или «призванные божией искрою» из соц.служб…

Да только вот ведь в чём дело – не будет ровненько, ребята, не будет. Человек – действительно Не-Раб. Потому что атавизмов у него много, и притом большая склонность к социо-психологическим мутациям в ответ на «вызовы современности»; хвостатый он, зубастый и рогатый внутри. И пока он такой, этот человек – хоть какая-то надежда на род человечий ещё существует. А как станет ровненьким и послушным – всё: конченная биомасса, мясо пушечное, а кто выделяется – те сигают через турникет, но не более… И пугает именно то, что к этому всё выстраивается у нас, при всех вроде с виду благих намерениях…

А ровненько ещё вот почему не будет. Развитие мелкой моторики тащит за собой развитие речи и мышления – факт доказанный и ставший педагогической аксиомой. Но ведь и обратная связь тоже есть – развитие речи и мышления за собой моторику и образность тащит не менее… И самые-то сладенькие мои изошнички, как правило, и на хореографии блистают, и в учебных занятиях не последние отнюдь… Кроме ярких и нечастых исключений, вроде упомянутых Разбойников… Желаете видеть умненьких, два языка до школы знающих, танцующих и поющих ПОСЛУШНЕНЬКИХ деток, воспитанных на «базе бюджетных организаций»? Тогда вам надо извернуться так, чтобы при развитии логического мышления ампутировать у этих деток способность к сравнительному анализу, на котором это логическое мышление и держится. Если такое кому-то под силу, без шизофренизации при этом – тогда да, всё пройдёт удачно. А пока удачно это, слава богу, повсеместно ещё не прошло - можно полагать, что сравнительный анализ и желание мыслить самостоятельно у таких умненьких всё же включится, только позже и куда более неумело, чем если бы подобным занимались с детства. Если, конечно, всё это «образование образовательной среды», все эти «информативные клизмы в детские мозги» не окажутся профанацией, выброшенной вскоре из оперативной памяти в никуда, как у заочников после зачёта – чтоб место для новых сведений освободить… Ну, может изредка – тот случай, когда неврозы глубоко подавлены под холёным внешним видом Гармоничного Развития. Гармоничное Развитие – в Негармоничном Мире, где Цирк С Конями всюду происходит? Ну, возле маминой юбки – может и да, до поры, до времени… А в целом – очень едва ли… Давайте уж будем реалистами, раз как будто есть такая обязанность…

Что же хочется сказать напоследок? Что я не берусь обрисовать черты будущих поколений, которые сейчас идут в школы в мегаполисах. Хотя бы потому, что эти дети постоянно под присмотром взрослых, лишены самостоятельности даже в прогулках, а лет в 12-14, обретя такую самостоятельность – они непременно «кинутся в отрыв», причём очень неумело, так как самостоятельно «ходить» они, в сущности, почти не умеют… И что всё это я написала для того, чтобы люди, столь заботящиеся об аккуратном внешнем виде, физическом здоровье и всяческом развитии своих отпрысков – хотя бы раз попытались представить себе «вид внутренний» и примерить на самих себя «шкуру» своего ребёнка.

Tags: , , , , ,

Leave a comment