?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Бестиарий Hrul'ка Previous Previous Next Next
ПРО ПРОБЛЕМКИ СОВРЕМЕННОЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОКОНЧАНИЕ ПРОГОНА - ...Рауль никогда не знал, куда он едет, потому что думал совсем про другое...
hrul
hrul
ПРО ПРОБЛЕМКИ СОВРЕМЕННОЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОКОНЧАНИЕ ПРОГОНА
А теперь припомним фразы из Художки, сказанные более 30 лет назад. Три года назад я услышала и прочитала те же фразы на современном и научном языке, и принадлежали они другому Настоящему Педагогу – Светлане Викторовне Погодиной. Так недавно и несправедливо-рано покинувшей наш мир… Она занималась художественным творчеством детей, причём дошколкой, а также студентами, магистрантами, выпуском прекрасных пособий для развития детского и мамского творчества. Написанием статей, монографий и другой педагогической литературы, которая мною прочитывалась как художественный текст, а не научный - так Светлана Викторовна «владела словом». И много ещё чем замечательным занималась эта прекрасная женщина, так разительно не похожая на нашего Евгения Андреевича. Но перекличка мыслей с разницей в эти десятилетия просто поражает…


…У каждого ребёнка и человека Обязательно есть творческий потенциал, наша задача его развивать и создавать для развития оптимальные условия – говорит нам современный и научный язык… Все дети талантливы, человек рождён быть творцом и созидателем! – откликается тридцатилетней давности «наша Художка»… Посредством непродуманно построенной развивающей и образовательной среды, а также в процессе проводимых в ней в дошкольных учреждениях занятий мы сначала создаём у детей стереотип в обучении, который затем мучительно стараемся переделать и исправить… Детям «выкручивают» руки! – сочувствует Художка… Творчество отличается от многих категорий искусства и науки тем, что в нём сложно установить чёткую закономерность…В искусстве дважды два может быть равно и пять, и десять, и сто – уверенно подтверждает Художка… Детское изобразительное творчество имеет субиндивидуальную ценность, что и делает его исключительным явлением в становлении ребёнка как личности… Потому что человек – не раб! – подводит Художка итог… Современный и научный язык изложения тонко и печально улыбается на эту реплику: времена сменили масть, через 30 лет в педагогике стало не слишком читабельно столь открыто и прямо выражать свои мысли… Но в целом – да, не раб, а созидатель. Иначе ради чего стоило бы все эти копья ломать, прыгать выше ушей и уходить раньше времени, спалив себя в безжалостном горниле современной Педагогики…

И вот последняя фраза, о не-рабстве, а созидании – представляется мне самой значимой в свете Изошной темы нашей современности.

Давайте возьмём любое дополнительное образование школы или дошколки. С чего оно начинается? Музыка, вокал – со знакомства с нотами и овладения основами пения… Полезно? Безусловно! Познавательно? Неоспоримо! Творчески? Никак нет. Творчество на этом поприще начнётся значительно позже, если начнётся – когда ребёнок способен будет составить ноты в мелодию и сложить собственную песню. До этого ещё много должно воды утечь. Хореография, ритмика, танцы – полезно, познавательно. В дошкольном и школьном возрасте – не творчески. Дети сами не сочиняют танцы, гимнастические этюды и театрализованные-костюмные постановки (за редким-редким исключением). Они учатся, разучивают – то же самое копирование. Театр? – возможно, есть небольшое количество педагогов, которые занимаются с детьми сочинением и постановкой спектаклей, где дети являются авторами. Лично не встречала, но вполне допускаю. Но в среде бюджетки, которая и есть Подавляющее Большинство – такое птичка редкая, как жар-птица… Скорее всего, подобное более является психологическими занятиями, вроде «сказкотерапии», где Творческий Подход выступает средством для достижения коррекционно-развивающей цели, но не самой целью. В бюджетной дошколке такие прелести существуют едва ли, скорее «натаскивание» на актёрское мастерство. Иностранный язык? – Копирование, разучивание… Бисероплетение, ручной труд, то, что сейчас принято называть «технологией» - копирование действий по образцу с небольшими нюансами в выборе цвета. Про обучение счёту, письму и прочему говорить, наверное, не надо - тут в принципе копирование, на то они и прописи… А ИЗО?

А вот ИЗО – да. Если, конечно, педагог не сведёт его к копированию тоже – что, с моей точки зрения, является «ломанием последней соломинки». Потому что Изо - единственное из всех «допов», которое говорит на том языке, который детям не нужно предварительно разучивать, чтобы на нём внятно сочинять и высказываться.

Вы только вдумайтесь в это и поставьте себя на место ребёнка: везде ему говорят и указывают, везде он учится и заучивает, а здесь – он сам ГОВОРИТ. Причём именно то, что хочет сказать, и что чаще всего словами он выговорить ещё совсем не может и не умеет. Это ли не главный приоритет? Я не буду снова про развитие мышления – это все вам скажут…

Таким образом, получается, что Изошки – последний «рассадник анархии и вольнодумия» в детских учреждениях. А, точнее – последний из всех допов, что предлагает детям самостоятельно, а не по готовому шаблону, думать, действовать и по разному решать вопросы… И, что особенно характерно – редко может быть ну совсем уж неправильный ответ. Который чаще всего называется – «отказ от самостоятельной деятельности». Поскольку для творческих вопросов в Изо всегда существует едва ли не бесконечное количество альтернативных решений…

В этом, в этом Главное и Главнейшее отличие от всего остального, именно Это должно рассматриваться в первую очередь – а вовсе не «прививание бережливости и аккуратности». Вы меня уж извините – если у ребёнка дома распространено свинство и беспорядок – сколько педагог не прививай: всё равно будет поросячье поле после работы такого вот дитятка. Стереотип поведения, знаете ли, что дома с грудничкового возраста привилось – ОЧЕНЬ трудно «перепривить» впоследствии, особенно такие ежедневно-бытовые качества, и требовать этого от дополнительного образования – почти смешно… Но лично я склонна прощать подобное поросячество – особенно почитав про условия развития детской креативности, в каких семьях и по каким параметрам нередко всё это идёт… По мне – главное всё же «очумелость ручек в голове», остальное я назову «издержками производства»… Вы не согласны? А вы тоже про креативность почитайте, про нестандартность мышления – как они зарождаются, при каких условиях… Может – согласитесь после этого во многом, особенно если попробуете поставить себя на место такого вот «креативного современного ребёнка»… Сочувствием к нему проникнетесь однозначно – если вы не робот-педагог, конечно…

Но, поскольку времени на занятия групп нередко даётся по 15 минут (видела я полгода назад расписание изошника, работающего на три сада сразу – да, по 15 минуточек), творческое столь же нередко сводится к копированию – вольнодумием Изошек можно и принебречь под массой прочих развивающих занятий. Платные кружки и объединения – ну, на то они и платные, если умудряются вписаться в расписание «на базе» бюджетки – да и шут с ними, пусть себе одиноко пиратствуют на фоне больших кораблей. Кому это всё всерьёз надо, это же капля в море…

И, знаете, вот выйдешь, бывало, на Ярославском вокзале из электрички, отойдёшь в сторонку перекурить – и наблюдаешь, как строем в метро спускается вся эта толпа отдельных индивидуумов. Хорошо идут, дисциплинированно! Пока кто-нибудь креативненький через парапет не сиганёт через пути на другую платформу… И невозможно убедить себя, что все они – яркие и разнообразные личности, обладающие потенциалами и непохожие друг на друга… Ощущаешь остро взгляд Большого Брата, упирающийся тебе в спину – он идёт аккурат от надписи «Не курить!»… И думаешь в такие моменты – да, может, и не надо всё это? Ну зачем оно в Таком-то Мире? Здесь важно ходить ровно, о чём тут размышлять-то творческим мышлением? А для разнообразия всегда появятся новые Вася-Петя-и-Саид, которые будут сигать через парапеты-турникеты… (Надо сказать, что более всех наших Несравненных Барышень-рукодельниц всегда мной ценились на занятиях – скрытно, чтоб никто не догадался – такие Васи-Пети-Саиды, которые и по шее накостылять другим успевают, и мольберт неприличностями разрисовать, и нетленку шедевральную сваять… Только что-то они повывелись у нас теперь, последний из таких моих Разбойников ушёл минувшей осенью в школу – поминай как звали… Повывелись в плане нетленок – а в плане накостылять и неприличностей, увы, преумножились). Ну действительно, когда смотришь, как валит в метро дружная бесконечная толпа: – «На хрена колхозу бесы, если бес не продуктивен ни по шерсти, ни по мясу, ни, тем более, по яйцам?»… Может, и правда – «любите маму, мойте руки мылом» - и этого вполне достаточно, плюс телепередачи в формате детских утренников для взрослых? Ну, скучновато жить будет – зато ровненько… А всяких панков в подъездах будут курировать зашивающееся и издёрганные невротики или «призванные божией искрою» из соц.служб…

Да только вот ведь в чём дело – не будет ровненько, ребята, не будет. Человек – действительно Не-Раб. Потому что атавизмов у него много, и притом большая склонность к социо-психологическим мутациям в ответ на «вызовы современности»; хвостатый он, зубастый и рогатый внутри. И пока он такой, этот человек – хоть какая-то надежда на род человечий ещё существует. А как станет ровненьким и послушным – всё: конченная биомасса, мясо пушечное, а кто выделяется – те сигают через турникет, но не более… И пугает именно то, что к этому всё выстраивается у нас, при всех вроде с виду благих намерениях…

А ровненько ещё вот почему не будет. Развитие мелкой моторики тащит за собой развитие речи и мышления – факт доказанный и ставший педагогической аксиомой. Но ведь и обратная связь тоже есть – развитие речи и мышления за собой моторику и образность тащит не менее… И самые-то сладенькие мои изошнички, как правило, и на хореографии блистают, и в учебных занятиях не последние отнюдь… Кроме ярких и нечастых исключений, вроде упомянутых Разбойников… Желаете видеть умненьких, два языка до школы знающих, танцующих и поющих ПОСЛУШНЕНЬКИХ деток, воспитанных на «базе бюджетных организаций»? Тогда вам надо извернуться так, чтобы при развитии логического мышления ампутировать у этих деток способность к сравнительному анализу, на котором это логическое мышление и держится. Если такое кому-то под силу, без шизофренизации при этом – тогда да, всё пройдёт удачно. А пока удачно это, слава богу, повсеместно ещё не прошло - можно полагать, что сравнительный анализ и желание мыслить самостоятельно у таких умненьких всё же включится, только позже и куда более неумело, чем если бы подобным занимались с детства. Если, конечно, всё это «образование образовательной среды», все эти «информативные клизмы в детские мозги» не окажутся профанацией, выброшенной вскоре из оперативной памяти в никуда, как у заочников после зачёта – чтоб место для новых сведений освободить… Ну, может изредка – тот случай, когда неврозы глубоко подавлены под холёным внешним видом Гармоничного Развития. Гармоничное Развитие – в Негармоничном Мире, где Цирк С Конями всюду происходит? Ну, возле маминой юбки – может и да, до поры, до времени… А в целом – очень едва ли… Давайте уж будем реалистами, раз как будто есть такая обязанность…

Что же хочется сказать напоследок? Что я не берусь обрисовать черты будущих поколений, которые сейчас идут в школы в мегаполисах. Хотя бы потому, что эти дети постоянно под присмотром взрослых, лишены самостоятельности даже в прогулках, а лет в 12-14, обретя такую самостоятельность – они непременно «кинутся в отрыв», причём очень неумело, так как самостоятельно «ходить» они, в сущности, почти не умеют… И что всё это я написала для того, чтобы люди, столь заботящиеся об аккуратном внешнем виде, физическом здоровье и всяческом развитии своих отпрысков – хотя бы раз попытались представить себе «вид внутренний» и примерить на самих себя «шкуру» своего ребёнка.

Tags: , , , , ,

Leave a comment